МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Пермского края Бардымский муниципальный округ МАОУ "Печменская СОШ" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании методического совета Протокол от 28.08.2024 №1 на педагогическом совете Протокол от 30.08.2024 №8 приказом директора МАОУ "Печменская СОШ" от 30.08.2024 №123/2 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» для обучающихся 6 классов с. Печмень, 2024 Пояснительная записка Рабочая программа по математике для 6а класса адаптирована для обучающихся с ОВЗ: задержкой психического развития (далее – ЗПР). Особенностями обучающихся с задержкой психического развития являются: Познавательные, эмоционально-волевые, поведенческие и личностные особенности обучающихся с ЗПР приводят к тому, что содержание и методы обучения, темп работы и требования общеобразовательной школы оказываются для них непосильными. Недостаточная познавательная активность в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью; незрелость эмоций, воли, поведения; ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности; трудности словесно-логических операций; недостаточная форсированность слухового, зрительного восприятия, пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти; отсутствие умения использовать вспомогательные средства для запоминания; более длительный период для приема и переработки информации – все это может серьезно тормозить обучение и развитие детей с ЗПР. Период работоспособности обучающихся с ЗПР, во время которого они способны усвоить учебный материал и правильно решить те или иные задачи, краток. Дети способны работать на уроке всего 15–20 минут, а затем наступает утомление и истощение, интерес к занятиям пропадает, работа прекращается. В состоянии утомления у них резко снижается внимание, возникают импульсивные, необдуманные действия, в работах появляется множество ошибок и исправлений. Объем знаний, который обучающимся удается приобрести в период нормальной работоспособности, не связывается с последующим материалом, недостаточно закрепляется. Знания во многих случаях остаются неполными, отрывистыми, не систематизируются. В целом обучающиеся с ЗПР тяготеют к механической работе, не требующей умственных усилий: заполнение готовых форм, составление задач по образцу с изменением лишь предметных и числовых данных. Они тяжело переключаются с одного вида деятельности на другой: выполнив пример на деление, нередко осуществляют эту же операцию и в следующем задании, хотя оно на умножение: они не удерживают в памяти условия задачи, забывают слова; допускают нелепые ошибки в письменных работах; нередко вместо решения задачи просто механически манипулируют цифрами; оказываются неспособными оценить результаты своих действий. Нормативные документы, на основании которых разработана программа: - Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Вестник образования,2014. – №№ 11, 12 или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru) с изменениями от 08.06.2015 №576, от 14.08.2015 №825; Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» («Вестник образования», 2005, № 11или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru); - Распоряжение Правительства России от 24.12.2013 года № 2506-р о Концепции развития математического образования в РФ. Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией Виленкина Н.Я и др. по математике для 6 класса, издательства «Просвещение» Рабочая программа по математике для 6 в классе адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья задержкой психического развития (ЗПР), по этому наряду с дидактическими задачами, перечисленными в «Рабочей программе по математике для 6 класса к УМК Н.Я. Виленкина, составленной с опорой на материал учебника и требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)» решаются воспитательные и коррекционные. воспитательные: содействовать воспитанию ответственности, организованности, целеустремленности, самостоятельности, аккуратности, критического отношения к себе; воспитанию культуры умственного труда, рациональной организации времени; развивать умения учебно-познавательной деятельности, культуры устной и письменной речи, гибкость мыслительных процессов; развивать интеллектуальную, волевую и мотивационную сферы личности, любознательность обучающихся; формировать качества мышления, необходимые для продуктивной жизни и адаптации в современном информационном обществе; формировать культуру математического мышления, положительного эмоционального отношения к математике, инициативе и творчеству; формировать представление о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; формировать у обучающихся трудовые умения и навыки; воспитывать такие качества, как трудолюбие и аккуратность; дисциплинированность, настойчивость, взаимопомощь, умение организовывать свою работу и доводить ее до конца. коррекционные: осуществлять психологическую коррекцию произвольного внимания, слухоречевой памяти, наглядно-образной и словесно-логической форм мышления, которые составляют основу для формирования и развития навыков чтения и письма; обеспечивает единство обучения, развития и коррекции нарушений психического и речевого развития школьников с нарушениями речи; уделяет внимание словарной работе, в процессе которой усваиваются специальные термины, уточняются значения имеющихся у обучающихся понятий и определений, развивать память путем усвоения и неоднократного повторения определений, понятий, при этом накапливать словарь, который может использоваться не только на уроках математики; развиваются интеллектуальные способности и логическое мышление, творческие способности в процессе решения математических задач; формировать умения ставить вопросы, связанные с выявлением различного рода закономерностей; умение сравнивать предметы и величины; формировать умение на основе рассуждения подводить неизвестное к уже известному материалу; проводить работу с текстами учебника, чтобы лучше овладеть языком предмета. Учитывая особенности учащихся класса VII вида, в программе используются словесные, практические и наглядные методы, которые: ● имеют четкую структуру и графическое выделение выводов, важнейших положений, ключевых понятий; ● содержат достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание материала; ● стимулируют у учащихся развитие самостоятельности при решении поставленных учебных задач; ● формируют умение пользоваться имеющимися знаниями. В программе для детей с задержкой психического развития усилена практическая направленность обучения. Один из приемов, используемых на уроке – алгоритмизация. Это различные памятки-инструкции, в которых записана последовательность действий при решении уравнений, задач, трудных случаев умножения и деления. Для решения арифметических задач используются наглядные действия или чертеж. Учитывая особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, в данной программе исключаются громоздкие вычислительные операции, подбираются числа, которые являются составными и с помощью которых легко проводятся различные вычисления. Задачи предлагаются с наиболее доступным содержанием и простейшей формулировкой, уравнения решаются только с нахождением одного компонента, с несложным раскрытием скобок и приведением подобных слагаемых. Объѐм изучаемого материала позволяет принять небыстрый темп продвижения по курсу. В 6 классе отводится достаточно времени на отработку основных умений и навыков, отвечающих обязательным требованиям, на повторение, в том числе коррекцию знаний и умений за 5 класс и начальную школу. I. Планируемые результаты освоения учебного предмета. Изучение математики в 6 классе дает возможность учащимся достичь следующих результатов развития: в личностном направлении: 1. уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; 2. уметь распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта, вырабатывать критичность мышления; 3. представлять математическую науку как сферу человеческой деятельности, представлял этапы еѐ развития и значимость для развития цивилизации; 4.вырабатывать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач; 4 5.уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; 6. вырабатывать способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; в метапредметном направлении: 1.иметь первоначальные представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средствах моделирования явлений и процессов; 2. уметь видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; 3. уметь находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; 4. уметь понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; 5. уметь выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; 6. уметь применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; 7. понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; 8. уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных математических проблем; 9. уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; в предметном направлении: 1. уметь работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации); 2. владеть базовым понятийным аппаратом: ⎯ развитие представлений о числе; ⎯ овладеть базовыми понятиями по основным разделам содержания; представлениями об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; ⎯ усвоение на наглядном уровне знания о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения и использования геометрического языка для описания предметов окружающего мира; 3. овладеть практически значимыми математическими умениями и навыками, их применением к решению математических и нематематических задач, предполагающих умение: ⎯ выполнять устные, письменные, инструментальные вычисления; ⎯ научиться решать текстовые задачи арифметическим способом, составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций; ⎯ составлять алгебраические модели реальных ситуаций, решать простейшие линейные уравнения; ⎯ иметь представление о пропорциональных и обратно пропорциональных величинах, уметь составлять и решать пропорции; ⎯ использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; ⎯ приобрести опыт измерения длин отрезков, длины окружности, величин углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей, объемов геометрических фигур, пути для вычисления значений неизвестной величины; ⎯ выполнять чертежи, делать рисунки, схемы по условию задачи; 5 ⎯ уметь проводить несложные практические расчѐты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки); ⎯ уметь использовать буквы для записи общих утверждений, формул, выражений, уметь выполнять простейшие тождественные преобразования; ⎯ выполнять алгебраические преобразования для упрощения простейших буквенных выражений; ⎯ познакомиться с идеей координат на прямой и на плоскости; уметь выполнять стандартные процедуры на координатной плоскости; ⎯ иметь представление о достоверных, возможных, случайных событиях, о вероятности событий, уметь решать простейшие комбинаторные задачи. Регулятивные УУД: − Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. − Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. − Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. − Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. − В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: − Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. − Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. − Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). − Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. − Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. − Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. − Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: − Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. − Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы. − Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. − Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. − Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 6 − Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Значение предмета для обучения обучающихся с ЗПР: В ходе изучения математики у обучающихся с задержкой психического развития и с тяжелыми нарушениями речи происходит формирование либо коррекция уже имеющихся представлений о процессах, имеющих место в окружающем человека мире. В процессе формирования у обучающихся с ОВЗ на наглядной и наглядно-действенной основе представления о числе, величине, фигуре, развивается наглядно-действенное, образное, а затем абстрактное мышление. Средства математики позволяют эффективно вести целенаправленную работу по развитию внимания, памяти и мышления – основных составляющих познавательной деятельности, так как познавательная деятельность у обучающихся с ОВЗ имеет свои особенности и тоже нуждается в коррекции. Также при изучении математики у обучающихся развивается пространственное воображение и умение ориентироваться в малом пространстве; развиваются зрительное восприятие и мелкая моторика, совершенствуются коммуникативные навыки. При выполнении самостоятельных работ происходит укрепление воли обучающихся, целеполагание, достижение конечного результата. Рабочая программа адаптирована для преподавания в классах ЗПР за счѐт усиления внутрипредметной и межпредметной интеграции знаний и умений, фундаментализации курса, функциональности теоретических знаний с одной стороны и увеличением прикладных вопросов содержания, усилением их методологической, и практической направленности — с другой. Адаптации программы способствовало также отведение значительного места систематизации, обобщениям и компактной подаче сущностного содержания с помощью символико-графических и информационно - ѐмких форм его выражения. Помимо основ науки, представленных указанными выше системами знаний, в содержание учебного предмета включѐн ряд сведений занимательного, исторического, прикладного характера, содействующих мотивации учения, развитию познавательных интересов и решению других задач воспитания личности. Программа, сохраняя обязательный минимум содержания, отличается своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения. Большинство вопросов тем трактуются с точки зрения практико - ориентированного и личностно ориентированного подходов и направлены главным образом на овладение обучающимися знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире. Такой подход позволит обеспечить усвоение обучающимися по завершении уровня основного общего обязательного минимума содержания математического образования. образования Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система. Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровье сбережения. Основные виды деятельности обучающихся: участие во фронтальной беседе; участие в эвристической беседе; 7 выполнение устных упражнений; решение текстовых задач; выполнение практической работы; самостоятельная работа; работа с текстом учебника или иного учебного пособия; воспроизведение учебного материала по памяти; работа с определениями, свойствами и другими математическими утверждениями; работа с таблицами; работа со справочными материалами; работа с различными источниками информации; анализ фактов и проблемных ситуаций, ошибок; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных (рациональных) способов решения (вычисления); моделирование и конструирование; исследование простейших числовых закономерностей; составление плана и последовательности действий; исследовательская и творческая работа (подготовка докладов, рефератов, презентаций); контроль и оценка процесса и результатов деятельности; работа с раздаточным материалом; работа в парах, группах. 1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ Математика 6 класс № Название раздела главы 1 Повторение курса математики 5 класса. Модуль Кол-во Кол-во воспитательной часов контрол программы ьных «Школьный урок» работ День знаний. 4 1 Конкурсы, дистанционные олимпиады. Учи.ру 2 Инструменты измерений . для вычислений и Всемирный день 14 математики «Математика 8 – 1 царица наук» 15.10. Конкурсы Учи.ру. Действия со смешанными числами 3 Уроки финансовой 59 4 грамотности. 4 Отношения и пропорции. 5 Неделя математики 20 2 Рациональные числа и действия над Участие в 36 3 ними. и олимпиадах конкурсах Учи.ру Решение уравнений 6 Участие в 15 олимпиадах и 1 конкурсах Учи.ру Координаты на плоскости 7 Участие в 13 олимпиадах и 1 конкурсах Учи.ру 6 Повторение и систематизация учебного Уроки финансовой 9 1 (пром. материала курса математики. аттест.) грамотности. Итого: № п\п Раздел 1 2 3 4 Раздел 5 6 7 8 9 10 Раздел 170 Календарно-тематическое планирование 6 класс математика Тема Кол-во часов Повторение Повторение по теме «Обыкновенные дроби» Повторение по теме «Десятичные дроби» Повторение по теме "Дествия с десятичными дробями" Входная контрольная работа Инструменты для вычислений и измерений Калькулятор Виды углов. Чертѐжный треугольник Измерение углов. Транспортир Представление числовой информации в круговых диаграммах Понятие множества Контрольная работа № 1 Действия со смешанными числами 9 1 1 1 1 2 3 3 2 3 1 14 Дата проведения 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Раздел 37 38 Простые и составные натуральные числа Разложение числа на простые множители Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа Наименьшее общее кратное натуральных чисел Наименьшее общее кратное натуральных чисел. Решение задач Контрольная работа № 2 Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю Сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей Сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей. Решение задач Действия сложения и вычитания смешанных чисел Действия сложения и вычитания смешанных чисел.Решение задач Контрольная работа № 3 Действие умножения смешанных чисел Действие умножения смешанных чисел. Решение задач Нахождение части целого Нахождение части целого. Решение задач Применение распределительного свойства умножения Применение распределительного свойства умножения. Решение задач Контрольная работа №4 Взаимно обратные числа Действие деления Действие деления. Решение задач Нахождение целого по его части Нахождение целого по его части. Решение задач Дробные выражения Контрольная работа № 5 Отношения и пропорции Отношения Отношения. Решение задач 10 2 2 3 3 1 1 3 3 3 3 3 1 3 1 3 1 3 2 1 2 3 3 3 2 3 1 3 2 39 40 41 42 43 44 45 Раздел 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 Раздел 62 63 64 65 66 67 Раздел 69 70 71 Пропорция Прямая и обратная пропорциональные зависимости Контрольная работа № 6 Масштаб Симметрии Длина окружности и площадь круга. Шар Контрольная работа № 7 Действия с рациональными числами Координатная прямая. Положительные и отрицательные числа Противоположные числ Модуль числа Сравнение положительных и отрицательных чисел Изменение величин Контрольная работа № 8 Сложение положительных и отрицательных чисел с помощью координатной прямой Сложение отрицательных чисел Сложение чисел с разными знаками Действие вычитания Контрольная работа № 9 Действие умножения Действие деления Рациональные числа Свойства действий с рациональными числами Контрольная работа № 10 Решение уравнений Раскрытие скобок Коэффициент Подобные слагаемые Решение уравнений Решение задач с помощью уравнений Контрольная работа № 11 Координаты на плоскости Перпендикулярные прямые Параллельные прямые Координатная плоскость 11 3 3 1 2 2 3 1 3 2 2 3 2 1 2 2 3 3 1 3 3 2 3 1 2 2 3 4 3 1 2 2 3 72 73 Раздел 74 75 76 77 78 Всего Представление числовой информации на графиках Контрольная работа № 12 Итоговое повторение Инструменты для вычислений и измерений Действия со смешанными числами Отношения и пропорции Итоговая контрольная работа Действия с рациональными числами 12 5 1 2 2 2 1 2 170