МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Пермского края Бардымский муниципальный округ МАОУ "Печменская СОШ" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании методического совета Протокол от 28.08.2024 №1 на педагогическом совете Протокол от 30.08.2024 №8 приказом директора МАОУ "Печменская СОШ" от 30.08.2024 №123/2 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Геометрия» для обучающихся 9 класса с.Печмень, 2024 Раздел 1 «Пояснительная записка» Адаптированная рабочая программа по геометрии для 9 класса составлена на основании следующих нормативно- правовых документов: Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 (в ред. от 31.12.2015 №1577) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир– М: Вентана – Граф, 2013 – с. 76). Основная образовательная программа МБОУ Мешковская СОШ. Учебный план МБОУ Мешковской СОШ на 2019– 2020учебный год. Календарный учебный график на 2019-2020 учебный год. Цели и задачи изучения геометрии в 9 классе: На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: формирование практических навыков выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развитие вычислительной культуры; развитие логического мышления и речи, умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, формирование представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений; овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;. Цели изучения курса геометрии: развивать пространственное мышление и математическую культуру; учить излагать свои мысли; формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца; формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов В соответствии с учебным планом МБОУ Мешковской СОШ в 9 классе на изучение предмета «Геометрия» отводится 68 часов в год, 2 часа в неделю. Программа будет реализована за 68 часов Условные обозначения, применяемые в разделах: «Содержание учебного предмета», «Тематическое (поурочное) планирование» К/р.-контрольная работа П/р-практическая работа,Т-тест Раздел2 «Планируемые результаты освоения предмета «Геометрия» Планируемые результаты освоения учебного предмета Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование, как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач. Личностными результатами изучения предмета «Геометрия» является формирование следующих умений и качеств: умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности с помощью учителя; умение излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры с помощью учителя;;\ способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. с помощью учителя;. Средством достижения этих результатов является: система заданий учебников; представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса; использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология системно - деятельностного подхода в обучении, технология оценивания. Метапредметными результатами изучения курса «Геометрия» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни с помощью учителя; понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом с помощью учителя; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации с помощью учителя; Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; давать определение понятиям; с помощью учителя; умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем с помощью учителя; первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; с помощью учителя; Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника. Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); представлять информацию в понятной форме; с помощью учителя; умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки с помощью учителя; учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного обучения, организация работы в малых группах, также использование личностноориентированного и системно - деятельностного обучения. Раздел 3 «Содержание учебного предмета «Геометрия» Раздел, тема Кол Характеристика -во основных часо содержательных линий в Основное содержание темам Перечень и по количество контрольных лабораторных и практических работ, экскурсий, проектов Повторение 3 курса 7-8 класса. Глава1 .Решение треугольник ов. 14 Глава2 Правильные многоугольн ики 10 Глава3. Декартовы координаты 12 Содержание раздела «Геометрические фигуры» служит базой для дальнейшего изучения учащимися геометрии. Изучение материала способствует формированию у учащихся знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания реального мира. Главная цель данного раздела — развить у учащихся воображение и логическое мышление путём систематического изучения свойств геометрических фигур и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности с формальнологическим подходом является неотъемлемой частью геометрических знаний Содержание раздела «Измерение геометрических величин» расширяет и углубляет представления учащихся об измерениях длин, углов и площадей фигур, способствует формированию практических навыков, необходимых как при решении геометрических задач, так и в повседневной жизни. Содержание разделов «Координаты», «Векторы» расширяет и углубляет представления учащихся о Треугольник, виды треугольников, признаки равенства и подобия треугольников. Четырехугольники. Виды четырехугольника, свойства и признаки. Формулы площадей. Окружность и касательная. Признаки и свойства. Тригонометрически е функции углов, теорема косинусов и теорема синусов. Решение треугольников. Формулы нахождения площади. Правильные многоугольники и их свойства, длина окружности. Площадь круга. Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Стартовая контрольная работа П/р№1 по теме «Решение треугольников» Контрольная работа №1 по теме: « Решение треугольников Т№1 по теме «Правильные многоугольники» Т№2 по теме «Длина окружности . Площадь круга» «Контрольная работа №2 по теме «Правильные многоугольники П/р№2 по теме «Расстояние между двумя точками с методе координат, развивает умение применять алгебраический аппарат при решении геометрических задач, а также задач смежных дисциплин Глава4. Векторы 13 Глава5. Геометричес кие преобразова ния 5 Решение задач из ОГЭ. 11 Итого 68 Содержание раздела «Геометрические фигуры» служит базой для дальнейшего изучения учащимися геометрии. Изучение материала способствует формированию у учащихся знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания реального мира. Координаты середины отрезка. Уравнение фигуры. Уравнение окружности. Уравнение прямой. Угловой коэффициент прямой. Метод координат Понятие вектора. Координаты вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Применение векторов. Скалярное произведение векторов. Движение(перемещ ение) фигуры. Осевая симметрия. Поворот. Гомотетия. Подобие фигур. Применение преобразования фигур при решении задач. Треугольник, виды треугольников, признаки равенства и подобия треугольников. Четырехугольники. Виды четырехугольника, свойства и признаки. Формулы площадей. Окружность и касательная. Признаки и свойства заданными координатами» П/р№3 по теме «Уравнение прямой» Контрольная работа №3 по теме: « Декартовы координаты» П/р №4 по теме Вычитание векторов» П/р №5 по теме «Скалярное произведение векторов» Контрольная работа №4 по теме: «Векторы» П/р №6 по теме «Практическая работа на построение всех видов движения» Т№3 по теме «Решение тестов» Т№4 по теме «Решение тестов» Итоговая контрольная работа К/р-6,П/р -6,Т-4 Раздел 4 «Тематическое (поурочное ) планирование» № Тема урока. № уро ка Основные виды деятельности. Требования к результату. Дополнительна литература Повторение курса 7-8 класса (3ч) 1. Треугольник. Четырехугольники. Свойства и признаки. Формулы площадей 1 Выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Работа с учебником, самостоятельная работа по учебнику с помощью учителя Получат возможность «ОГЭ 3000 задач» использовать материал геометрии И,В.Ященко. за 7-8 класс 2 Окружность, 1 касательная и секущая. Признаки и свойства 1 Стартовая контрольная работа Выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Получат возможность использовать основные теоремы для решения задач. 3 4 Тригонометрически е функции угла от 0° до 180°. 1 5 Тригонометрически е функции угла от 0° до 180° 1 6 Теорема косинусов 1 Выбирать наиболее эффективные способы Получат возможность решения задачи в зависимости от конкретных использовать основные теоремы условий. учебнику с помощью учителя для решения задач Глава1 Решение треугольников (14ч) Работа с учебником, самостоятельная работа . Получат возможность по учебнику. Формулировать: определения: формулировать: определения: синуса, косинуса, тангенса, котангенса угла синуса, косинуса, тангенса, ° ° от 0 до 180 ; котангенса угла от 0° до 180°; Вычислять значение тригонометрической Научатся вычислять значение функции угла по значению одной из его тригонометрической функции заданных функций с помощью учителя . угла по значению одной из его заданных функций. . Практическая работа. Работа с учебником. Получат возможность 7 1 Теорема косинусов 8 1 Теорема косинусов 9 Теорема синусов 1 10 Теорема синусов 1 11 Решение треугольников 1 12 Решение треугольников 1 13 Формулы для нахождения площади треугольника 1 Формулировать и доказывать теорему косинусов, следствия из теоремы косинусов Формулировать и доказывать теорему косинусов, следствия из теоремы косинусов с помощью учителя . Работа с учебником, самостоятельная работа по учебнику. Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач с помощью учителя; Формулировать и доказывать теорему синусов, следствия из теоремы синусов Практическая работа. Работа с учебником с помощью учителя Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач. с помощью учителя; Работа в группах. использовать формулы при решении треугольника. Научатся использовать формулы при решении треугольника. Получат возможность знать теорему синусов, уметь использовать её при решении задач. Получат возможность знать теорему синусов, уметь использовать её при решении задач Получат возможность знать теорему синусов, уметь использовать её при решении задач Уметь находить величину угла и длину сторон Получат возможность находить треугольника, Работа с учебником, величину угла и длину сторон самостоятельная работа по учебнику. с треугольника помощью учителя . Уметь находить величину угла и длину сторон Получат возможность находить треугольника, Работа с учебником, величину угла и длину сторон самостоятельная работа по учебнику. с треугольника, помощью учителя . Практическая работа. Работа с учебником. Получат возможность находить Записывать формулы для нахождения величину угла и длину сторон площади треугольника, радиусов вписанной и треугольника, описанной окружностей треугольника. 14 15 16 17 Формулы для нахождения площади треугольника 1 Контрольная работа 1 №1 по теме: « Решение треугольников Анализ контрольной 1 работы. Решение треугольников 1 Правильные многоугольники 18 1 Правильные многоугольники их свойства. и 19 Правильные многоугольники и их свойства. 1 20 Правильные 1 Записывать формулы для нахождения Научатся. применять изученные площади треугольника, радиусов вписанной и определения, теоремы и формулы описанной окружностей треугольника. к решению задач Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач с помощью учителя . Получат возможность применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач с помощью учителя . Научатся применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач. Записывать формулы для нахождения радиусов вписанной и описанной окружностей правильного многоугольника. Практическая работа. Работа с учебником. Строить с помощью циркуля и линейки правильные треугольник, четырёхугольник, шестиугольник с помощью учителя;. Научатся применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач Получат возможность. для нахождения радиусов вписанной и описанной окружностей Практическая работа. Работа с учебником Строить с помощью циркуля и линейки правильные треугольник, четырёхугольник, шестиугольник. с помощью учителя . Практическая работа. Работа с учебником Получат возможность. для нахождения радиусов вписанной и описанной окружностей Получат возможность Строить с многоугольники и их свойства Решать задания с нахождением радиусов вписанной и описанной окружностей правильного многоугольника. с помощью учителя с помощью учителя .. помощью циркуля и линейки правильные треугольник, четырёхугольник, шестиугольник. Записывать и доказывать формулы для нахождения площади треугольника, радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника. Научатся применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач 21 Длина окружности. 1 Работа с учебником, самостоятельная работа по учебнику. Записывать и разъяснять формулы длины окружности с помощью учителя . 22 Длина окружности 1 Практическая работа. Работа с учебником. Записывать формулы длины окружности 23 Площадь круга. 1 24 Площадь круга. 1 25 Повторение и систематизация учебного материала 1 Уметь использовать формулы для решения задач длины окружности, с помощью учителя. Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач с помощью учителя . Практическая работа. Работа с учебником. Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач с помощью учителя . Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач 26 Контрольная работа 1 №2 по теме «Правильные многоугольники» 27 Анализ контрольной 1 работы Расстояние Научатся применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач Научатся применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач Научатся применять знания на практике. Научатся применять знания на практике. Глава 2 Декартовы координаты (12ч) Описывать прямоугольную систему Научатся описывать координат. с помощью учителя прямоугольную систему 28 29 30 между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка Расстояние между 1 двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка Расстояние между 1 двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка 1 Уравнение фигуры 31 Уравнение окружности координат. Записывать и доказывать формулы расстояния между двумя точками, координат середины отрезка с помощью учителя . Научатся записывать и доказывать формулы расстояния между двумя точками, координат середины отрезка Практическая работа. Работа с учебником. Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач с помощью учителя; Научатся записывать и доказывать формулы расстояния между двумя точками, координат середины отрезка Формулировать: определение уравнения фигуры, необходимое и достаточное условия параллельности двух прямых с помощью учителя . Научатся формулировать: определение уравнения фигуры, необходимое и достаточное условия параллельности двух прямых Научатся формулировать: определение уравнения фигуры, необходимое и достаточное условия параллельности двух прямых Научатся формулировать: определение уравнения фигуры, необходимое и достаточное условия параллельности двух прямых 1 Формулировать: определение уравнения фигуры, необходимое и достаточное условия параллельности двух прямых с помощью учителя . 1 Формулировать: определение уравнения фигуры, необходимое и достаточное условия параллельности двух прямых с помощью учителя; Уравнение окружности 32 . 33 1 Выводить уравнение окружности, общее уравнение прямой с помощью учителя . 1 Выводить уравнение окружности, общее уравнение прямой 1 Записывать уравнение окружности, общее уравнение прямой, уравнение прямой с угловым коэффициентом с помощью учителя; Записывать уравнение окружности, общее уравнение прямой, уравнение прямой с угловым коэффициентом с помощью учителя; Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач с помощью учителя . Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач Уравнение прямой 34 Уравнение прямой 35 36 37 38 39 40 Угловой коэффициент прямой Угловой коэффициент прямой Повторение и систематизация учебного материала Контрольная работа №3 по теме: « Декартовы координаты» 1 1 1 Анализ контрольной 1 работы. Понятие вектора 1 Координаты вектора 41 1 Сложение векторов Научатся выводить уравнение окружности, общее уравнение прямой Научатся выводить уравнение окружности, общее уравнение прямой Получат возможность выводить уравнение прямой с угловым коэффициентом Научатся выводить уравнение прямой с угловым коэффициентом Научатся применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач Научатся применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач Глава 4. Векторы(13ч) Иллюстрировать понятие вектора. Научатся иллюстрировать понятие вектора. Доказывать теоремы: о нахождении координат вектора, о координатах суммы и разности векторов, с помощью учителя . Формулировать: определения: суммы векторов, свойства: равных векторов, сложения векторов, координат вектора суммы и вектора противоположных векторов с помощью учителя . Научатся доказывать теоремы: о нахождении координат вектора, о координатах суммы и разности векторов, Научатся формулировать: определения: суммы векторов, свойства: равных векторов, сложения векторов, координат вектора суммы и вектора 42 1 Формулировать: определения: модуля вектора, , суммы векторов,; свойства: равных векторов, сложения векторов, координат вектора суммы и вектора с помощью учителя; 1 Формулировать: разности векторов, противоположных векторов, свойства: разности двух векторов с помощью учителя . 1 Формулировать: , разности векторов, противоположных векторов, свойства: разности двух векторов 1 Формулировать: определения:, умножения вектора на число, умножения вектора на число, с помощью учителя . 1 Формулировать: определения:, умножения вектора на число с помощью учителя; 1 Практическая работа. Работа с учебником. Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач с помощью учителя . 1 Находить косинус угла между двумя векторами. с помощью учителя; Сложение векторов 43 Вычитание векторов 44 Вычитание векторов 45 Умножение вектора на число 46 Умножение вектора на число 47 Скалярное произведение векторов 48 Скалярное произведение векторов противоположных векторов Научатся Получат возможность формулировать: определения: модуля вектора, , суммы векторов,; свойстваравных векторов, сложения векторов, координат вектора суммы и вектора Получат возможность формулировать: разности векторов, противоположных векторов, свойства: разности двух векторов Формулировать: , разности векторов, противоположных векторов, свойства: разности двух векторов Получат возможность формулировать: определения:, умножения вектора на число, умножения вектора на число, Научатся формулировать: определения:, умножения вектора на число Получат возможность описывать понятия векторных и скалярных величин Формулировать свойства скалярного произведения двух векторов, перпендикулярных векторов Научатся находить косинус угла между двумя векторами. 49 1 Скалярное произведение векторов 50 51 Повторение и 1 систематизация учебного материала Контрольная работа 1 №4 по теме: «Векторы» Анализ контрольной работы. Движение (перемещение) фигуры. 1 53 Параллельный перенос. Осевая симметрия, Центральная симметрия 1 54 Поворот 1 Гомотетия. 1 52 55 Формулировать условие коллинеарности двух векторов, о нахождении скалярного произведения двух векторов, об условии перпендикулярности с помощью учителя; Научатся доказывать об условии коллинеарности двух векторов, о нахождении скалярного произведения двух векторов, об условии перпендикулярности Применять изученные определения, теоремы Научатся Применять изученные и формулы к решению задач с помощью определения, теоремы и формулы учителя. к решению задач Применять изученные определения, теоремы Научатся применять изученные и формулы к решению задач определения, теоремы и формулы к решению задач Глава5. Геометрические преобразования(5ч) Работа с учебником, самостоятельная работа Получат возможность знать по учебнику. Приводить примеры понятие движения. Научатся преобразования фигур. с помощью учителя; определять вид движения фигур. Формулировать: определения: движения; равных фигур; точек, симметричных относительно прямой; точек, симметричных относительно точки; фигуры, имеющей ось симметрии Построение точек, прямых, отрезков, Получат возможность треугольников при осевой и центральной формулировать: определения: симметриях с помощью учителя; Работа в движения; равных фигур; точек, группах. симметричных относительно прямой; точек, симметричных относительно точки; фигуры, имеющей ось симметрии; фигуры, имеющей центр симметрии Формулировать: определения: движения Получат возможность выполнять поворота. с помощью учителя;. . поворот Формулировать: определения гомотетии, Получат возможность Подобие фигур 56 Практическая работа по построению всех видов движения подобия. с помощью учителя; 1 Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач с помощью учителя. Решение задач из ОГЭ(11ч) Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач с помощью учителя Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач с помощью учителя Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач с помощью учителя Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач с помощью учителя Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач с помощью учителя приводить примеры преобразования фигур Научатся применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач 57 Разбор и решение тестов ВГЭ 1 58 Разбор и решение тестов ВГЭ 1 Разбор и решение тестов ВГЭ 1 Разбор и решение тестов ВГЭ 1 61 Разбор и решение тестов ВГЭ 1 62 Разбор и решение тестов ВГЭ 1 Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач с помощью учителя Научатся применять знания на практике 63 Разбор и решение тестов ВГЭ 1 Научатся применять формулы 64 Разбор и решение тестов ВГЭ Разбор и решение 1 Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач с помощью учителя Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач Применять изученные определения, теоремы 59 60 65 1 Научатся применять знания на практике Научатся применять знания на практике Научатся применять знания на практике Научатся применять знания на практике Научатся применять знания на практике Научатся находить величину угла и длину сторон треугольника. Научатся использовать формулы «ОГЭ 3000 задач» А.Л.Семенов. «ОГЭ 3000 задач» тестов ВГЭ и формулы к решению задач с помощью учителя; Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач с помощью учителя для решения задач. А.Л.Семенов. Научатся применять знания на практике. ОГЭ 3000 задач» А.Л.Семенов 66 Итоговая контрольная работа 1 67 Анализ итоговой контрольной работы. Решение тестов Решение тестов 1 Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач с помощью учителя Научатся применять знания на практике 1 Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач с помощью учителя Научатся применять знания на практике 68