Адаптированная общеобразовательная программа по ОРКСЭ 4 класс

1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа начального общего образования обучающихся
с ЗПР (вариант 7.1) по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль
«Основы светской этики», разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом планируемых
результатов адаптированной основной образовательной программы начального общего
образования МАОУ «Печменская СОШ»
Программа обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1) осуществляется на основе
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК),
сформулированных по результатам их комплексного психолого-медико-педагогического
обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
Нормативно-правовую базу разработки АОП НОО обучающихся с ЗПР составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013
« 203-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития;
- Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №
1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»
- Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования на основе ФГОС для обучающихся с ЗПР.
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
модуль «Основы светской этики» для 4 класса составлена на основе:
 Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов;
 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№273-Ф3;
 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6
октября 2009 г. №373;
 Примерной программы начального общего образования. В 2 ч.Ч.1.-2-е изд.-М.:
Просвещение, 2009.-317с.- (Стандарты второго поколения).
 Авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики» модуль
«Основы светской этики» А.И.Шемшуриной (Рабочие программы. Предметная линия
учебников системы «Школа России».4 класс: пособие для учителей общеобразовательных
организаций. М.: Просвещение, 2021 г.
 учебного плана МАОУ «Печменская СОШ» на 2023-2024 учебный год;
 санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в
ОУ (с внесенными изменениями в санитарно–эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.2.2821 – 10, постановление от 24.11.2015 г.)
По данной общеобразовательной программе предусмотрено обучение детей с ЗПР.
Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют создания для них особых
образовательных условий. На основании ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012г.
№273 «Об образовании в РФ» обучение учащихся с ЗПР ведется в общеобразовательных
классах в форме инклюзивного обучения, которое предполагает организацию
индивидуального подхода при проведении уроков и дифференциацию материала при

планировании уроков и заданий. Программа адаптирована для обучения лиц с задержкой
психического развития с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Она построена с учетом
специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития.
Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для
массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность
обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных
особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности. Благодаря этому
закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность
выстраивания дифференцированной работы на уроке.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой.
Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям
к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися
должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в
системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с
другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у
школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих
основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на
понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к
ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано
сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но
и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного
гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего
ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу
во имя социального сплочения.
Цель учебного курса ОРКСЭ
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур
и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ
1.
Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2.
Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3.
Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностносмысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие
отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени
основной школы;
4.
Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия.

2. Общая характеристика предмета
Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской
культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания

религиозного,
культурного
многообразия
и
исторического,
национальногосударственного, духовного единства российской жизни.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс,
должно обеспечить:

понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в
жизни человека, семьи, общества;

формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и
светской этики;

формирование уважительного отношения к разным духовным и светским
традициям;

формирование первоначального представления об отечественной религиознокультурной традиции как духовной основе многонационального народа России;

знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие,
миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального
народа России;

укрепление средствами образования преемственности поколений на основе
сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у
школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах
и ценностях,
составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в
жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные
культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение»,
«духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для
всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос
совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи
религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как
в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе
формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется
исторически и основывается на ряде факторов:

общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;

единое пространство современной общественной жизни, включающее общность
государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую
систему межличностных отношений.
Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид
деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное
развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации
содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

Патриотизм.

Социальная солидарность.

Гражданственность.

Семья.

Труд и творчество.

Наука.

Традиционные российские религии.

Искусство и литература.

Природа.

Человечество.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули
согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам

освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить
образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с
учетом образовательных возможностей младших школьников.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской
культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания
религиозного,
культурного
многообразия
и
исторического,
национальногосударственного, духовного единства российской жизни.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
Основы православной культуры.
Основы исламской культуры.
Основы буддийской культуры.
Основы иудейской культуры.
Основы мировых религиозных культур.
Основы светской этики.

Один из модулей изучается учащимися с их согласия и по выбору родителей
(законных представителей) на основании заявлений. С учетом этого в 4классе разработана
данная рабочая программа по шестому модулю «Основы светской этики».
Этот учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. И выбранный
обучающимися и их родителями модуль согласуется по педагогическим целям, задачам,
требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых
обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах
отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей учащихся.
Цели: развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека
нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего
общечеловеческие и национальные ценности, развитие определённых человеческих
качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
В области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого
потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной
деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного
образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции –
«становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных
традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей
совести;
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) —
способности младшего школьника формулировать собственные нравственные
обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя
выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости
определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о
добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной
нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и
этнических духовных традиций;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно
оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и
поступкам;
• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям,
совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их
результаты;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и
настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
• формирование основ российской гражданской идентичности;
• пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за
Отечество;
• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
• формирование патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
• укрепление доверия к другим людям;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других
людей и сопереживания им;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным
российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным
убеждениям;
• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к
языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей
народов России.
В области формирования семейной культуры:
• формирование отношения к семье как основе российского общества;
• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям,
осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и
уважения к ним;
• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями
российской семьи.

3.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» модуль
«Основы светской этики» в 4 классе 1 час в неделю, 34 часа в год (34 учебные недели).

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»

Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь
тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими
высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество,
бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие,
жертвенная любовь к Родине.
В процессе изучения основ светской этики у школьников формируются умения
критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность
руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность
следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Освоение адаптированной образовательной программы начального общего
образования, созданной на основе Стандарта обеспечивает достижение обучающимися
трѐх видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты
Обучающийся научится:
 внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия
образца «хорошего ученика»;


широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;



учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;



ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей,
родителей и других людей;



способность к оценке своей учебной деятельности;



основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие;



ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;



знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;



развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;



установка на здоровый образ жизни;



основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;



чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность научиться:
 внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;


выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;



устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения
задач;



адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;



положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;



компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;



морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и
этическим требованиям;



установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и
поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей и
сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и
обеспечение их благополучия.

Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
 принимать и сохранять учебную задачу;


учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;



планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;



учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;



осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;



оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;



адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;



различать способ и результат действия;



вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания
нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и
результатов решения задачи, собственной звучащей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;


преобразовывать практическую задачу в познавательную;



проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;



самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;



осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;



самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД
Обучающийся научится:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета;


осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;



использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;



строить сообщения в устной и письменной форме;



ориентироваться на разнообразие способов решения задач;



основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);



осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;



осуществлять синтез как составление целого из частей;



проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;



устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;



строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;



обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда
или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;



осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;



устанавливать аналогии;



владеть рядом общих приёмов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек
и Интернета;


записывать, фиксировать
инструментов ИКТ;



осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;



осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;



осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;



осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;



строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных
связей;



произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

информацию

об

окружающем

мире

с

помощью

Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в
том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической

формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и
дистанционного общения;


допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии;



учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;



формулировать собственное мнение и позицию;



договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;



строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и
видит, а что нет;



задавать вопросы;



контролировать действия партнёра;



использовать речь для регуляции своего действия;



адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:
 учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от
собственной;


учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;



понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;



аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;



продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и
позиций всех участников;



с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;



задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;



осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;



адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся научится

Предметные результаты
Обучающийся получит возможность

- знание, понимание и принятие
обучающимися ценностей: Отечество,
нравственность, долг, милосердие,
миролюбие, как основы культурных
традиций многонационального народа
России;
- знакомство с основами светской и
религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных
отношений в обществе;
- формирование первоначальных
представлений о светской этике,
религиозной культуре и их роли в истории
и современности России;
осознание ценности нравственности и
духовности в человеческой жизни.

научиться
- формирование общих представлений об
исторической роли традиционных религий в
становлении российской государственности;
- формирование первоначального
представления об отечественной культурной
традиции как духовной основе
многонационального многоконфессионального
народа России;
- осознание ценности человеческой жизни.

6. Содержание учебного предмета
Введение (2 часа)
Тема 1. Этика — наука о нравственной жизни человека
Этика — наука о нравственной жизни человека, о нравственных нормах его поведения в
окружающем мире и в отношениях с людьми. Понятие «воспитанность», определяющее
культуру поведения человека. Вежливость как основа воспитанности.
Древнегреческий мыслитель Аристотель — основатель этической науки. Вековой
человеческий опыт о смысловой сущности норм поведения человека.
Основные понятия: этика, воспитанность, вежливость.
Раздел 1. Этика общения (4 часа)
Тема 1. Добрым жить на белом свете веселей
Понятия «добро» и «зло» как главные этические категории. Смысловое значение понятия
«доброта», его взаимосвязь с другими понятиями этики.
Смысловое значение понятия «зло», его сочетание с другими понятиями этики.
Основные понятия: добро, зло.
Тема 2. Правила общения для всех
Значение высказывания «Люди, как камни в реке, обтачивают друг друга». Общение как
потребность человека. Стремление к пониманию — главное в общении людей.
Тактичность как условие общения. Чуткость и деликатность как характеристики общения.
Золотое правило нравственности.
Основные понятия: тактичность, чуткость, деликатность.
Тема 3. От добрых правил — добрые слова и поступки
Вековой опыт о добром начале в человеке. Добро в нашей повседневной жизни. «От
доброты добро, от зла зло родится». Копилка добрых слов и поступков.
Основные понятия: доброта, красота.
Тема 4. Каждый интересен
Основные принципы, заложенные в правилах общения, как условие для каждого в классе.
Проявление индивидуальных особенностей и интересов учащихся.
Условия возникновения и сохранения дружбы.
Основные понятия: дружба, уважение, приветливость.

Раздел 2. Этикет (4 часа)
Тема 1. Премудрости этикета
Этикет как этическое понятие, его сущность и содержание.
Основные нормы этикета и их смысловые значения.
История возникновения этикета. Аккуратность, опрятность, точность как первоначальные
условия этикетной культуры. Привлекательность правил этикета.
Основные понятия: этикет, аккуратность, опрятность, точность.
Тема 2. Красота этикета
Целесообразность и красота этикета. Основные принципы, заложенные в правила этикета.
Правила этикета за столом, умение пользоваться столовыми приборами. Основы
разумности этикета.
Основные понятия: церемониал, церемонимейстер.
Тема 3. Простые школьные и домашние правила этикета
Правила соответствия школьному и домашнему этикету. Их главные основания.
Требования этикета в различных жизненных ситуациях, их отражение в пословицах.
Основные понятия: поступок, разумность, благодарность.
Тема 4. Чистый ручеёк нашей речи
Характеристика и определение понятия «речь», его смысловые значения. Общее и
особенное в словах «речь» и «речка». Смысл и эмоциональная окраска слова, его образная
выразительность. Вековой опыт о главном в речи.
Основные понятия: слово, речь, образ.
Раздел 3. Этика человеческих отношений (4 часа)
Тема 1. В развитии добрых чувств — творение души
Этическая основа понятия «душа», его определение и образные характеристики.
Смысловые и эмоциональные значения данного понятия. Взаимодействие разума и чувств
в различных состояниях души. Характеристика понятия «душевность». Общее и
особенное в понятиях «душа», «дух», «духовность». Пути творения души.
Основные понятия: душа, душевность, чувство, духовность.
Тема 2. Природа — волшебные двери к добру и доверию
Природа как добрая основа жизни. Значение природы для человека. Внимание и бережное
отношение к живой природе. Природа — книга, которую надо прочитать и правильно
понять. Соотношение человека и природы. Вековой опыт о природе.
Основные понятия: природа, жизнь, человек.
Тема 3. Чувство Родины
Многогранность и смысловое значение понятия «Родина». Взаимосвязь человека с
Родиной.
Взаимосвязь понятий «Родина» и «Отчизна». Ценностное содержание пословиц о Родине.
Суть выражения «Судьба и Родина едины». Смысловая характеристика понятия
«патриотизм».
Основные понятия: род, Родина, Отчизна, патриотизм.
Тема 4. Жизнь протекает среди людей
Многообразие форм взаимодействия людей и их взаимовлияние друг на друга. Познание
себя и других людей через общение и взаимодействие с ними. Потребность доставлять
радость людям и в то же время уважать себя — одна из ведущих характеристик человека в
его отношениях с другими людьми.
Основные понятия: человек, человечность, польза, отношения.
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (4 часа)
Тема 1. Чтобы быть коллективом.
Содержание понятия «коллектив». Главные характеристики и значимые принципы
коллективных отношений. Типичное и особенное в ситуациях коллективной жизнедеятельности. Ценности личности и коллектива, особенности взаимодействия в
коллективе. Нравственная установка поведения в коллективе.

Основные понятия: коллектив, личность, нравственная установка, понимание, доверие,
достоинство.
Тема 2. Коллектив начинается с меня
Индивидуальные потребности во взаимодействии с коллективом. Пути сближения в
коллективных отношениях, важные правила для каждого. Самооценка, самоопределение,
самовоспитание. Что нужно, чтобы стать единомышленниками.
Основные понятия: индивидуальность, уважение, дружба.
Тема 3. Мой класс — мои друзья
Умение видеть состояние другого человека и соответственно реагировать на него.
Нюансы дружеских отношений. Преодоление обид и позитивность стремлений в дружеских отношениях. Умение заглянуть в себя и увидеть хорошее в другом человеке.
Основные понятия: помощь, поддержка, участие.
Тема 4. Скажи себе сам
Итоговое творческое сочинение
Введение
Тема 1. Ежели душевны вы и к этике не глухи...
Золотое правило этики — его сущность и содержание. Основная суть простых
нравственных правил. Вековой человеческий опыт о простых и важных нравственных истинах. Взаимодействие разных культур в нашей многонациональной стране. Общее и
особенное в традициях. Единое в нравственных нормах взаимоотношений людей.
Сущность и содержание общечеловеческих ценностей. Азбука простых норм
нравственности.
Основные понятия: жизнь, человек, общечеловеческие ценности.
Раздел 5. Простые нравственные истины (4 часа)
Тема 1. Жизнь священна
Жизнь как главная потребность человека. Жизнь священна — главная нравственная
истина. Различие материальных и духовных потребностей, их смысловая значимость.
Реализация духовных потребностей в личной жизни человека. Высокие смыслы жизни.
Жизнь и человек — основные нравственные ценности.
Жить с нравственным законом в душе. Человеческий опыт о качестве жизни.
Основные понятия: потребность, смысл, нравственный закон.
Тема 2. Человек рождён для добра
Благо жизни — в развитии добра. Отражение жизни в народном творчестве. Сказки как
учебник жизни. Бескорыстность и доброта как главные характеристики героев сказок.
Содержательная взаимосвязь сказок и народных пословиц в преодолении зла.
Необходимость отойти от зла и сотворить благо.
Основные понятия: добро, зло, истина, красота, благо, труд, мысль.
Тема 3. Милосердие — закон жизни)
Значимость и взаимосвязь этических понятий «сочувствие», «сопереживание»,
«сострадание», «милосердие», «участие».
Чувство сопричастности другому человеку. Милосердие как основа жизни. Нравственные
истины милосердия.
Смысловая суть противоположных понятий «благодарность» и «неблагодарность».
Основные понятия: сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие, участие,
благодарность.
Тема 4. Жить во благо себе и другим
Конфликтные ситуации и их благоприятное решение. Необходимость следования
нравственным принципам в любых ситуациях во взаимодействии с представителями
различных вероисповеданий. Недопустимость недоброжелательности по отношению к
любому человеку. Тактичность и простые правила справедливости.
Основные понятия: благо, искренность, доброжелательность, справедливость,
тактичность.

Раздел 6 Душа обязана трудиться (4 часа)
Тема 1. Следовать нравственной установке
Намерения и поступки, их соответствие и несоответствие. Следование добру как
нравственная установка в действиях человека. Её смысловая суть и содержание. Труд и
необходимые нравственные усилия души. Вековой опыт человечества как ориентир в
нравственных действиях и поступках.
Основные понятия: нравственная установка, нравственные усилия, позиция добра.
Тема 2. Достойно жить среди людей
Взаимосвязь понятий «достойно» и «достоинство». Погружение во внутренний мир
собственной жизни и опора на лучшее в себе. Необходимость веры в себя.Развитие
нравственных норм жизни на основе их разумности. Достоинство как обязательное
следование нравственным канонам в собственных действиях. Достижение понимания
другого человека.
Общие правила разных народов: законы гостеприимства, уважение к старшим, почитание
родителей, забота о младших, слабых.
Бескорыстие как качество личности и основа достойной жизни человека среди людей.
Гуманность, гуманизм как сущность человеческой жизнедеятельности.
Основные понятия: достоинство, внутренний мир, разум, бескорыстие, гуманность,
гуманизм.
Тема 3. Уметь понять и простить
Необходимость и умение посмотреть на себя со стороны. Забота о равновесии между
чувствами и их проявлениями. Стремление увидеть и услышать другого человека.
Гуманизм как этический принцип отношений.
Типичные моменты семейной жизни и достижение гармонии в отношениях. Как
контролировать свои порывы. Вековой человеческий опыт о понимании и прощении.
Основные понятия: понимание, прощение, семья, гармония, гуманность.
Тема 4. Простая этика поступков
Суть простой этики поступков. Основной ориентир — любые наши действия всегда
должны быть не во вред
другим людям. Нравственный выбор и его моральное значение. Проявление терпимости
как обязательное условие взаимодействия с людьми различных национальностей. В
основе терпимости лежит такое понятие, как дружелюбие. Закономерность простой этики
поступков.
Основные понятия: этика поступков, нравственный выбор, терпимость, дружелюбие.
Раздел 7 Посеешь поступок — пожнёшь характер (4 часа)
Тема 1. Общение и источники преодоления обид
Основные формы общения. Характеристики нравственных качеств, привлекающих нас в
поступках тех, с кем мы общаемся. Общее и особенное в них. Когда общение становится
источником обид, неприятностей, плохого настроения, грустного состояния души?
Пути преодоления неприятных моментов общения в классе. Простые правила векового
опыта человечества, способствующие гармоничному общению.
Основные понятия: доброжелательность, доброта, чувство юмора, общительность,
воспитанность, терпимость к недостаткам других людей, справедливость, чувство собственного достоинства, благородство.
Тема 2. Ростки нравственного опыта поведения
Направленность душевных усилий каждого на приобретение нравственного опыта
поведения. Причины негативных состояний человека и возможности их изменения.
Необходимость стремления каждого понять чувства другого и соответственно вести себя.
Параметры данного соответствия. Практические действия для сокращения расстояния
между «знаю» и «поступаю». Когда чувства руководствуются разумом. Формирование
привычки поступать в соответствии с нравственными нормами и правилами.
Основные понятия: нравственность, воля, опыт поведения, норма, чувство, разум.

Тема 3. Доброте сопутствует терпение
Взаимосвязь добра и терпения. Значимость осознанного нравственного выбора.
Результаты терпимости. Качества, сопутствующие проявлению терпимости.
Основные понятия: терпеливость, терпимость, снисходительность, деликатность.
Тема 4. Действия с приставкой «со»
Качества, обозначаемые словами с приставкой «со» — вместе. Ценностно-смысловая суть
этих качеств и их значимость для человека. Сочувствие, содействие как помощь в
совместном проживании горя и радости. Осознание своей полезности другому человеку.
Равнодушие, зависть как противопоставления нравственности. Образ жизни неравнодушного человека. Главная ценность этической культуры личности.
Основные понятия: равнодушие, зависть, нравственный образ жизни, этическая культура.
Раздел 8. Судьба и Родина едины (4 часа)
Тема 1. С чего начинается Родина...
Смысловой оттенок понятия «чувство Родины». Соотношение понятий «Родина» и
«Отечество». Связь семьи и Родины зарождается от семейного порога и колыбельной
песни, крепнет и расширяется по мере взросления человека. Ценностно-смысловые
оттенки этой связи.
Значение лада в семье. Простые правила его сохранения.
Вековой опыт человечества.
Основные понятия: Родина, Отечество, дом, семья, лад.
Тема 2. В тебе рождается патриот и гражданин
Основы чувства любви к матери и Родине. Общее и особенное. Патриот, гражданин —
сын Отечества, его защитник.
Когда взрослеет гражданин, Родина спокойна.
Основные понятия: патриот, патриотизм, гражданин, гражданственность, любовь,
служение, долг.
Тема 3. Человек — чело века
Смысловое содержание понятия «человек». Определение сути человека в опыте
поколений. Человек таков, как он мыслит. Главенствующие ценности и качества людей.
Мыслители о сути человека.
Основные понятия: человек, образ человека, мышление, жизнедействие, ценность,
мировоззрение.
Тема 4. Слово, обращённое к себе Итоговое творческое сочинение.

7. Календарно-тематическое планирование

№
п/
п

Тема урока

1

Этика – наука о
нравственной
жизни человека.

2

Этика – наука о
нравственной
жизни человека.

3

Добрым жить на

Основные виды учебной деятельности

Определять понятие «нравственность»
.Аргументировать свою точку зрения. Составлять
небольшой текст- рассуждение .

Кол-во
часов

1

1

Вести учебный, социокультурный диалог.

1

4

свете веселей.

Определять понятия добра и зла. Сопоставлять
проявления добра и зла. Аргументировать свою
точку зрения. Применять полученные знания в
жизни. Составлять небольшой текст- рассуждение .

Правила общения
для всех.

Объяснять значение изучаемых понятий. Определять
основные характеристики общения. Анализировать
особенности общения на основе золотого правила

1

нравственности. Аргументировать свою позицию.
5

От добрых правил
– добрые слова и
поступки.

Различать проявления добра и зла. Осмысливать с
этих позиций своё поведение и поведение
окружающих. Осознавать с позиции нравственности
свои поступки.

1

Характеризовать примеры добрых правил. Уметь вести
диалог о значении добрых слов и поступков.
6

Каждый интересен.

Определять особенности индивидуального
проявления окружающих. Находить нужные слова
при общении с другими. Осознанно определять
значение моральных норм во взаимодействии людей.
С пониманием отвечать на учебные вопросы разных
типов.

1

7

Премудрости
этикета.

Уметь охарактеризовать правила этикета. Осознанно
соблюдать правила этикета. Вырабатывать в
поведении соответствие правилам этикета. С
пониманием комментировать иллюстрации правил,
соотносить с ними своё поведение. Обосновывать свою
точку зрения.

1

8

Красота этикета.

Обозначать сущность понятия «этикет».
Обосновывать необходимость соблюдения правил
этикета. Накапливать знания по правилам этикета,
уметь аргументировать их значение и смысл.

1

9

Простые школьные
и домашние
правила этикета.

Знать основные правила этикета. Уметь обосновать
необходимость соблюдения правил .

1

10

Чистый ручеёк
нашей речи.

Осознавать значение понятия «речь». Видеть и
выражать многогранность взаимосвязи понятий
«речь» и «речка». Характеризовать образную
выразительность слова. Использовать ключевые
понятия
урока
в

1

собственной

устной

и письменной речи.

Составлять небольшой рассказ, используя образные
речевые
средства.
11

В развитии добрых
чувств- творение
души.

Объяснять, в чём этическая и эмоциональная основа
понятия «душа». Использовать индивидуальные
знания
по
предметам «Окружающий мир» и
«Литературное чтение» для объяснения данного
понятия. Осознанно характеризовать понятия
«духовность», «душевность». Соотносить понятия
«душа», духовность».

1

12

Природа –
волшебные двери к
добру и доверию.

Определять смысловое значение понятия
справедливость». Иллюстрировать примеры
значимости природы в жизни человека из личного
опыта и опыта других людей. Осознавать
взаимосвязь природы и жизни человека,
аргументировать свои высказывания.

1

13

Чувство Родины.

Объяснять
смысловую
основу понятий «род»,
«Родина». Осознанно определять, что значит быть
патриотом. Анализировать текст учебника в
соответствии с изучаемыми понятиями. Составлять
небольшой текст-рассуждение на тему родины,
патриотизма. Находить в литературе иллюстрации
обсуждаемых понятий.

1

14

Жизнь протекает
среди людей.

Понимать значение понятия «человечности».
Осознанно аргументировать влияние взаимодействий
с людьми на нравственный рост человека. Расширять
знания, дополненные другими учебными предметами,
обогащённые личным опытом и опытом людей, в
определении изучаемых понятий . Комментировать
текст учебника.

1

15

Чтобы быть
коллективом.

Анализировать особенности коллектива. Объяснять
соотношение понятий «коллектив» и «личность».
Приводить примеры взаимодействия коллектива и
личности из собственного опыта и материала других
предметов .

1

16

Коллектив
начинается с меня.

Осознавать
понятия
«индивидуальность»,
«дружба», «уважение». Анализировать возможности
улучшения отношений в коллективе. Уметь
ырабатывать правила для себя и для других.
Аргументированно объяснять, что значит быть

1

единомышленником в коллективе .
17

Мой класс - мои
друзья.
Презентации.
Проекты.

Умение понять состояние другого человека.
Разумно, с пониманием реагировать на состояние
другого человека. Осознавать значение семьи для
человека, общества и государства. Стремиться
корректировать своё поведение в процессе
преодоления обид.

1

18

Ежели душевны вы
и к этике не глухи.

Осознавать значение золотого правила этики.
Размышлять о причинах появления золотого правила
этики и его применении. Объяснять сущность и
содержание общечеловеческих ценностей.
Аргументировать свою точку зрения.

1

19

Жизнь священна.

Понимать
значение
понятий
«смысл», «нравственный закон», «жизнь». Уметь
размышлять о том, какую роль играют духовные
ценности в жизни человека. Аргументировать свою
точку зрения. Использовать ключевые понятия
урока в собственной устной и письменной
речи.

1

20

Человек рождён
для добра.

Характеризовать
понятия «бескорыстность»,
«доброта», «совесть». Объяснять смысл сказок и
народных пословиц. Понимать необходимость
осознанного отношения к собственным поступкам.
Аргументировать свою точку зрения. Составлять
небольшой текст-рассуждение на тему добра и
бескорыстия.

1

21

Милосердие –
закон жизни.

Объяснять значение понятий «сочувствие» и «сопереживание», «сострадание» и «милосердие».
Осознанно аргументировать роль совести как
внутреннего регулятора человеческого поведения.
Использовать знания по литературному чтению,
примеры из личного опыта и опыта других людей для
характеристики действия совести.

1

22

Жить во благо себе
и другим.

Анализировать конфликтную ситуацию, обозначая
возможные способы выхода из неё. Доброжелательно
взаимодействовать любой национальности.
Осознанно следовать правилам тактичного поведения.
Применять усвоенные знания в общении .

1

23

Следовать
нравственной
установке.

Устанавливать связь между намерением и
поступком. Осознанно раскрывать суть понятия
«нравственная установка». Сопоставлять понятия

1

«нравственная установка», «нравственные усилия».
Аргументировать свою точку зрения. Составлять
небольшой текст-рассуждение на тему «Образцы
нравственного поведения в современной жизни» .
24

Достойно жить
среди людей.

Обосновывать значение понятий достоинство»,
«бескорыстие», «гуманность». Анализировать свои
поступки, чувства, помыслы. Осознавать
необходимость соблюдения норм этикета.
Совершенствовать
умения
в
области коммуникации. Аргументировать свои
рассуждения.

1

25

Уметь понять и
простить.

Чётко представлять, что такое понимание, гармония,
прощение. Составлять небольшой текст-рассуждение
на
заданную
тему. Контролировать свои
поступки и высказывания. диалога .

1

26

Простая этика
поступков

Аргументированно объяснять, что означает
нравственный выбор. Совершенствовать умения в
области общения. Корректировать свои
высказывания и поведение с учётом этики
поступков. Проявлять терпимость и дружелюбие при
взаимодействии с окружающими.

1

27

Общение и
источники
преодоления обид.

Отвечать на учебные вопросы. Систематизировать и

1

28

Ростки
нравственного
опыта поведения.

Объяснять понятие «нравственность».
Систематизировать и обобщать полученные знания.
Анализировать и сопоставлять факты. Находить
аналогии. Соотносить морально- нравственные
проблемы с анализом личного опыта поведения.
Аргументировать свои рассуждения.

1

29

Доброте
сопутствует
терпение.

Осознанно раскрывать суть понятий «терпение»,

1

Действия с
приставкой «со».

Систематизировать и обобщать этические знания.
Анализировать и сопоставлять факты поведения
человека. Находить аналогии Рассуждать на

30

обобщать полученные знания. Делать выводы.
Адекватно использовать полученные знания в практике
общения .

«терпимость», «деликатность». Соотносить свои
представления с опытом поведения других людей.
Анализировать своё поведение и высказывания.
Обобщать полученные знания .
1

морально-этические темы. Соотносить моральнонравственные проблемы с личным опытом.
31

С чего начинается
Родина.
В тебе рождается
патриот и
гражданин.

Соотносить понятия «Родина», «Отечество».
Осознанно анализировать изучаемые понятия.
Вырабатывать умение, рассуждать на моральноэтические темы и делать выводы. Осмысливать
морально-нравственные проблемы в соотнесении с
личным опытом. Осознанно раскрывать понятия
«патриот», «патриотизм», «гражданин»,
«гражданственность». Выделять главное в тексте
учебника. Соотносить полученные знания с
собственным опытом поведения,уметь анализировать
его.

1

32

Человек – чело
века.

Сравнивать чувство любви к Родине и матери.
Выделять общее и различия. Аргументировать свои
высказывания.

1

Объяснять, что значит быть защитником Отечества.
33

Слово, обращённое
к себе.

Сравнивать чувство любви к Родине и матери.
Выделять общее и различия. Аргументировать свои
высказывания. Объяснять, что значит быть
защитником Отечества.

1

34

Обобщающий урок
по курсу.
Творческая
мастерская

Защита индивидуальных и групповых проектов.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».