1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа начального общего образования обучающихся
с ЗПР (вариант 7.1) по предмету «Изобразительное искусство», разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
с учетом планируемых результатов адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования МАОУ «Печменская СОШ»
Программа обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1) осуществляется на основе
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК),
сформулированных по результатам их комплексного психолого-медико-педагогического
обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
Нормативно-правовую базу разработки АОП НОО обучающихся с ЗПР составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013
« 203-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития;
- Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №
1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»
- Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования на основе ФГОС для обучающихся с ЗПР.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 4 класса
составлена на основе:
Положения о рабочей программе учебных предметов;
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№273-Ф3;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6
октября 2009 г. №373;
Примерной программы начального общего образования. В 2 ч.Ч.1.-2-е изд.-М.:
Просвещение, 2009.-317с.- (Стандарты второго поколения)..
Авторской программы под общей редакцией (Неменского Б.М. «Изобразительное
искусство. Рабочие программы 1—4 классы», М.: «Просвещение», 2018 г), а также
планируемых результатов начального общего образования
учебного плана МАОУ «Печменская СОШ» на 2023-2024 учебный год;
По данной общеобразовательной программе предусмотрено обучение детей с ЗПР.
Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют создания для них особых
образовательных условий. На основании ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012г.
№273 «Об образовании в РФ» обучение учащихся с ЗПР ведется в общеобразовательных
классах в форме инклюзивного обучения, которое предполагает организацию
индивидуального подхода при проведении уроков и дифференциацию материала при
планировании уроков и заданий. Программа адаптирована для обучения лиц с задержкой
психического развития с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Она построена с учетом
специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития.
Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для
массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность
обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных
особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности. Благодаря этому
закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность
выстраивания дифференцированной работы на уроке.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По
сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический
тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование
эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием
становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Изучение курса «Изобразительное искусство» в начальной школе направлено на
достижение следующей цели АООП НОО обучающегося с ЗПР:
Цель предмета «Изобразительное искусство» - формирование художественной
культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры
мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности
человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством
очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и
безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Задачи:
расширить художественно-эстетический кругозор;
развивать практическую художественно-творческую деятельность и деятельность
по восприятию искусства;
воспитывать зрительскую культуру, умение видеть художественное и эстетическое
своеобразие произведений искусства и грамотно рассказывать об этом на языке
изобразительного искусства;
развивать художественно-образное мышление;
приобщать к достижениям мировой художественной культуры;
формировать способность самостоятельного видения мира, размышления о нем,
выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Цель коррекционно-развивающего характера: использование изобразительной
деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную,
эмоциональную и двигательную сферы, на формирование личности обучающегося,
воспитание у него положительных навыков и привычек, на развитие наблюдательности,
воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук.
Задачи коррекционно-развивающего характера:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников
путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них
правильного восприятия формы, величины, цвета предметов, их положения в
пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и
различие;
дать учащимся представление о элементарных основах реалистического рисунка,
формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного,
декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное
эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес к изобразительной
деятельности.
В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР
заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых
образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по
возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость
создания и реализации разных вариантов адаптированной программы обучающихся с
ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации адаптированной
программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР
возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения
и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих
закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является
обучение, как процесс организации познавательной и предметно-практической
деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием
образования.
В контексте разработки адаптированной программы обучающихся с ЗПР реализация
деятельностного подхода обеспечивает:
-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
-прочное усвоение учащимися знаний и опыта разнообразной деятельности, и
поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых
образовательных областях;
-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового
опыта деятельности и поведения;
-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе
формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только
успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических
результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и
жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
2. Общая характеристика учебного предмета
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных
направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному
опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие
индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Программа создана на основе развития традиций российского художественного
образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного
понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом
целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной
исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая
последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и
преемственность этапов обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие
социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же
время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие
осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного
творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии
эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к
художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства
познания и коммуникации в современных условиях.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности
и патриотизма. Эта задача не ограничивает связи с культурой разных стран мира. Россия
— часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает
многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей
планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в
жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой
стержень программы.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер,
так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств:
живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное
искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте
взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов
художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный,
декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве
хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности:
изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в
этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача
показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание
мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его;
конструктивная деятельность - это создание предметно-пространственной среды;
декоративная деятельность - это способ организации общения людей, имеющий
коммуникативные функции в жизни общества.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной
деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения,
Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и
понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать
искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить
прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок
поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем
миром художественно -эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика;
диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение
традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых
смыслов.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая
деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли
художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли
зрителя, осваивая опыт художественной культуры ) имеют творческий характер.
Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель,
карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани,
природные материалы ), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также
художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и
др.).
Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их
выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует
интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием
формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков,
развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве
восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы
происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и
компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование
собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации
в
интернете. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о
системе взаимодействия искусства с жизнью.
Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из
окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического
переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми
программного материала. Стремление к выражению своего отношения к
действительности должно служить источником развития образного мышления.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух
его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и
развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить
художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а так- же способность к
осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными
условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка
способности самостоятельного видения мира, раз мышления о нем, выражения своего
отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Тематическая цельность и последовательность помогают обеспечить прозрачные
эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается
год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром
художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и
расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные
общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой
предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература,
которые помогают детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков
индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной
творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам;
индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего
панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться,
ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом
относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для
дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это
подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного
ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную
картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы
выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по
представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений
действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов
коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение
художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических,
современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения
к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма,
пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм,
композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с
музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство
как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе,
обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с
выдающимися произведениями архитектуры. скульптуры , живописи, графики,
декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных
стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего
народа.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение изобразительного искусства в 4 классе 1 час в неделю, 34 часа в год (34
учебные недели)
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовнонравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка,
формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У
младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений,
их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоциональноценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоциональноценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности
помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут
основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке,
искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству
диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными
материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа.
Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках,
поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Изобразительное искусство»
Освоение адаптированной образовательной программы начального общего
образования, созданной на основе Стандарта обеспечивает достижение обучающимися
трѐх видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия
образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой частной задачи;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучии, осознание своей этнической
принадлежности;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и
окружающих людей;
развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциации
моральных и конвенционных норм;
установка на здоровый образ жизни;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения
задач;
адекватного понимания дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных
дилемм на основе учета позиции партнеров в общении, ориентации на их мотивы и
чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и 3 этическим
требованиям;
установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках; –
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающих в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
определять и формулировать цель деятельности на уроке;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
учебника;
объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и
инструментов;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному
учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.
Обучающийся получит возможность научиться:
способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления;
умению планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике
(на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
пользоваться памятками;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их
образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные
образы.
Обучающийся получит возможность научиться:
способам решения проблем творческого и поискового характера;
использовать знаково-символические средства представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
различным способам поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для
изготовления изделиях;
слушать и понимать речь других
Обучающийся получит возможность научиться:
слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура,
художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и
участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные
художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного
замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и
мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны
(разнообразие, красоту, трагизм) окружающего мира и жизненных явлений;
называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего
региона, создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в
пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для
воплощения собственного художественно-творческого замысла;
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной
красками;
использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно творческой деятельности;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица,
фигуры;
передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму
предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для
создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном
конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения своих изделий и предметов быта;
использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента;
передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику
стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом
местных условий создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в
пространстве; использовать выразительные средства изобразительного искусства:
композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные
материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной
красками;
использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица,
фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений
человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму
предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для
создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном
конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм
для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой
деятельности специфику стилистики произведений народных художественных
промыслов в России (с учетом местных условий).
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их
содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых
произведений;
видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура,
скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и
человека в различных эмоциональных состояниях;
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры,
декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной
художественно-творческой деятельности;
передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки
цвета, при создании живописных композиций на заданные темы; моделировать новые
формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы
природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства
и компьютерной графики;
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий,
предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте
человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное
отношение;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в
коллективных работах на эти темы.
В результате изучения изобразительного искусства четвероклассник научится:
понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание
художественного смысла окружающего предметного мира;
понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются
носителями духовной культуры;
понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей
жизни и нашего общения;
работать с пластилином, конструировать из бумаги - использовать элементарные
приемы изображения пространства;
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, живопись,
скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
называть разные типы музеев;
сравнивать различные виды изобразительного искусства;
называть народные игрушки, известные центры народных промыслов;
использовать различные художественные материалы.
6. Содержание учебного предмета
№
п/п
1
2
3
Наименование
разделов
(всего часов)
Истоки родного
искусства
(8 часов)
Древние
города
нашей земли
(7 часов)
Каждый народ –
художник
(11
часов)
Содержание
материала
программного
В постройках, предметах быта, в
том, как люди одеваются и
украшают одежду, раскрывается
их представление о мире,
красоте
человека.
Роль
природных условий в характере
традиционной культуры народа.
Гармония жилья с природой.
Природные материалы и их
эстетика. Польза и красота в
традиционных
постройках.
Дерево
как
традиционный
материал.
Деревня
–
деревянный мир. Изображение
традиционной сельской жизни в
произведениях
русских
художников.
Красота
и
неповторимость
архитектуры ансамблей Древней
Руси.
Конструктивные
особенности русского городакрепости.
Конструкция
и
художественный
образ,
символика
архитектуры
православного храма. Общий
характер
и
архитектурное
своеобразие древних русских
городов.
Особенности
архитектуры храма и городской
усадьбы. Соответствие одежды
человека и окружающей его
предметной среды.
Представление о богатстве и
многообразии художественных
культур мира.
Отношения
человека и природы и их
выражение
в
духовной
сущности
традиционной
культуры народа, в особой
манере
понимать
явления
жизни. Природные материалы
и их роль в характере
национальных
построек
и
предметов
традиционного
быта. Выражение в предметном
мире, костюме, укладе жизни
Универсальные учебные действия
Проектировать изделие:
создавать
образ в соответствии с замыслом и
реализовывать его. Осуществлять анализ
объектов с выделением существенных и
несущественных признаков; строить
рассуждения в форме связи простых
суждений об объекте, его строении.
Определять последовательность
промежуточных
целей
с
учетом
конечного результата; составление плана
и последовательности действий.
Строить рассуждения в форме связи
простых суждений об объекте, его
строении.
Учитывать правила в планировании и
контроле способа решения.
Участвовать
в
творческой
деятельности при выполнении учебных
практических работ и реализации
несложных проектов. Осуществлять
самоконтроль и корректировку хода
работы и конечного результата.
Формулировать собственное мнение и
позицию.
Умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями
коммуникации
Воспринимать,
сравнивать,
давать эстетическую
оценку
объекту. Анализировать образец,
определять материалы, контролировать
и
корректировать
свою
работу. Давать оценку своей работе и
работе
товарища
по
заданным
критериям.
Самостоятельное создание способов
решения проблем творческого и
поискового характера.
Учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками.
4
Искусство
объединяет
народы (8 часов)
представлений о красоте и
устройстве мира.
От представлений о великом
многообразии культур мира - к
представлению о едином для
всех
народов
понимании
красоты и безобразия, коренных
явлений жизни. Вечные темы в
искусстве:
материнство,
уважение к старшим, защита
Отечества,
способность
сопереживать
людям,
способность утверждать добро.
Восприятие
произведений
искусства - творчество зрителя,
влияющее на его внутренний
мир и представления о жизни
Понимать ценность
искусства
в
соответствии гармонии человека с
окружающим миром.
Участвовать в обсуждении содержания
и
выразительных
средств. Проектировать изделие:
создавать образ в соответствии с
замыслом и реализовывать его. Владение
монологической
и
диалогической
формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка, современных
средств коммуникации
7. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
Кол-во
часов
1
Каждый народ строит, украшает,
изображает. Пейзаж родной земли.
Художественные материалы.
Узнают картины художника И.И.
Шишкина.
Научатся: анализировать произведения
изобразительного искусства и составлять
описательный рассказ; изображать
характерные особенности пейзажа родной
природы; использовать выразительные
средства гуаши для создания образов
природы
Красота природы в произведениях
русской живописи.
Узнают картины художника И.И.
Шишкина.
Научатся: анализировать произведения
изобразительного искусства и составлять
описательный рассказ; изображать
характерные особенности пейзажа родной
природы; использовать выразительные
средства гуаши для создания образов
природы
1
Деревня – деревянный мир.
Русская деревянная изба.
Конструкция и украшения избы
Узнают картины художника И. И.
Левитана.
Научатся: определять линию горизонта;
выявлять цветовое соотношение неба,
земли; видеть красоту родной природы;
обсуждать, сравнивать, анализировать
картины художников-пейзажистов;
1
1
2
3
Основные виды учебной деятельности
работать гуашью – смешивать краски
непосредственно на картине без
использования палитры
Деревня – деревянный мир.
Узнают: об особенностях деревянного
храмового зодчества, основной
конструкции деревянной деревенской
церкви (четверик, восьмерик, крыльцогульбище, купол).
Научатся определять основные
пропорции, характерные формы
деревянных, жилых построек
1
Красота человека. Русская
красавица.
Узнают: о конструкции русского
народного костюма, о роли и особенностях
женских головных уборов.
Научатся: понимать и анализировать
конструкцию русского народного костюма;
характеризовать и эстетически оценивать
образ человека в произведениях
художников; создавать женские и мужские
народные образы (портреты); работать
живописными материалами
1
Образ русского человека в
произведениях художников.
Узнают об особенностях конструкции
русского народного мужского и женского
праздничного
и повседневного костюма.
Научатся: изображать фигуру человека в
русском народном костюме; воспринимать
произведения искусства; оценивать работы
товарищей
1
Календарные праздники.
Узнают: о традиционных русских
народных праздниках, значении цвета и
символики орнаментов в русской
национальной одежде.
Научатся: взаимодействовать в процессе
совместной деятельности; воспринимать
произведения искусства; оценивать красоту
и значение народных праздников
1
Народные праздники.
Узнают о традициях ярмарочных
гуляний в родном городе в прошлом и в
настоящее время.
Научатся: ритмически организовывать
пространство; воспринимать произведения
искусства; оценивать работы товарищей
1
Родной угол.
Узнают: конструкцию внутреннего
пространства древнерусского города
(кремль, торг, посад), понятия «вертикаль»
1
4
5
6
7
8
9
и «горизонталь» в архитектуре, назначение
сторожевой башни, частокола, рва,
картины художников, изображающие
древнерусские города.
Научатся: понимать и выражать свое
отношение к памятникам древнерусской
архитектуры; работать графическими
материалами
Древние соборы.
Узнают: о значении собора в жизни людей,
порядок устройства собора.
Научатся: понимать роль пропорций и
ритма в архитектуре древних соборов;
моделировать или изображать
конструкцию и украшение древнерусского
каменного собора; работать графическими
материалами; воспринимать произведения
архитектуры; оценивать работы товарищей
1
Города Русской земли.
Узнают: основные структурные части
города, названия памятников архитектуры.
Научатся: понимать красоту
исторического образа города и его
значение для современной архитектуры;
выражать свое отношение к памятникам
архитектуры, произведениям искусства;
изображать и моделировать наполненное
жизнью людей пространство
древнерусского города
1
Древнерусские воины - защитники.
Узнают произведения художников,
изображавших русских воинов –
защитников Отечества.
Научатся: воспринимать произведения
искусства; приемам изображения фигуры
человека; передавать художественными
материалами образ русского богатыря;
адекватно оценивать работы товарищей
1
«Золотое кольцо России».
Узнают: города, которые входят в
«Золотое кольцо», общий характер и
архитектурное своеобразие старинных
русских городов.
Научатся: воспринимать и эстетически
переживать красоту городов, сохранивших
исторический облик, – свидетелей нашей
истории; адекватно оценивать свои работы
и работы одноклассников
1
Узорочье теремов.
Узнают особенности украшения жилых
теремов и церквей.
Научатся: выражать в изображении
1
10
11
12
13
14
праздничную нарядность, узорочье
интерьера терема; делать фон для работы;
применять полученные знания в
собственной художественно-творческой
деятельности; оценивать работы товарищей
Праздничный пир в теремных
палатах.
Узнают об особенности украшения
интерьера княжеских палат.
Научатся: понимать роль постройки,
изображения, украшения при создании
образа древнерусского города; создавать
изображения на тему праздничного пира в
теремных палатах, многофигурные
композиции в коллективных панно;
сотрудничать в процессе создания общей
композиции.
1
Страна восходящего солнца.
Праздник цветения сакуры.
Узнают об особенностях изображения,
украшения и постройки в искусстве и
архитектуре Японии.
Научатся: воспринимать эстетический
характер традиционного для Японии
понимания красоты природы; сопоставлять
традиционные представления о красоте
русских женщин и японок
1
Искусство оригами.
Узнают: новые эстетические
представления о поэтической красоте мира.
Научатся: приобретать новые умения в
работе с выразительными возможностями
художественных материалов; использовать
технологию изготовления бумажного
журавлика
1
Страна восходящего солнца. Образ
человека, характер одежды в
японской культуре.
Узнают: определения понятий «образ»,
«композиция», произведения выдающихся
японских художников.
Научатся использовать художественные
материалы и инструменты для выполнения
творческой работы
1
Народы гор и степей.
Узнают художественные традиции в
культуре народов степей.
Научатся: понимать и объяснять
разнообразие и красоту природы
различных регионов нашей страны;
передавать красоту пустых пространств и
величия горного пейзажа; самостоятельно
создавать творческую работу: изображать
сцены жизни людей в степи и в горах
1
Народы гор и степей. Юрта как
Узнают художественные традиции в
1
15
16
17
18
19
20
произведение архитектуры.
культуре народов степей.
Научатся: понимать и объяснять красоту
природы нашей страны; самостоятельно
создавать творческую работу: изображать
сцены жизни людей в степи и в горах
Города в пустыне.
Узнают об особенностях культуры и
архитектуры Средней Азии.
Научатся: характеризовать
особенности художественной культуры
Средней Азии; объяснять связь
архитектурных построек с особенностями
природы и природных материалов;
создавать образ древнего среднеазиатского
города
1
Древняя Эллада.
Узнают о значении искусства Древней
Греции для всего мира.
Научатся: эстетически воспринимать
произведения искусства Древней Греции;
выражать свое отношение к
ним;характеризовать отличительные черты
и конструктивные элементы
древнегреческого храма; самостоятельно
выделять этапы работы; определять
художественные задачи и художественные
средства
1
Олимпийские игры.
Узнают историю возникновения
Олимпийских игр.
Научатся: отличать древнегреческие
скульптурные и архитектурные
произведения; передавать красоту
движения спортсменов, атмосферу
Древнегреческих олимпийских игр
1
Средневековый город.
Узнают образ готических городов
средневековой Европы.
Научатся: видеть и объяснять единство
форм костюма и архитектуры, общее в их
конструкции и украшениях; передавать
образ человека средневековой Европы в
костюме; использовать и развивать навыки
конструирования из бумаги (фасад храма)
1
Образ готического храма в
средневековом городе.
Узнают основные памятники архитектуры
средневековой Европы.
Научатся понимать значимость
исторического прошлого Западной Европы
для современного человека
1
Многообразие художественных
Узнают , что художественные культуры
1
21
22
23
24
25
26
культур
в мире. Обобщение .
мира – это пространственно-предметный
мир, в котором выражается душа народа.
Влияние особенностей природы на
характер традиционных построек,
гармонию жилья с природой, образ
красоты человека, народные праздники.
Понимание разности творческой работы в
разных культурах.
Научатся: осознавать цельность каждой
культуры, естественную взаимосвязь ее
проявлений; понимать различия работы
трех Мастеров в разных культурах;
объяснять, почему постройки, одежды,
украшения такие разные; самостоятельно
составлять рекламный буклет; рассуждать
о богатстве и многообразии
художественных культур народов мира;
анализировать свою работу и работу
одноклассников
Тема материнства в искусстве.
Узнают о том, что тема материнства –
общая в искусстве для всех времен и
народов.
Научатся: приводить примеры
произведений искусства, выражающих
красоту материнства; анализировать
выразительные средства произведений;
развивать навыки композиционного
изображения
1
Образ Богоматери в русском и
западно-европейском искусстве.
Узнают символику каждого цвета в
иконописи.
Научатся: приводить примеры
произведений изобразительного искусства,
выражающих красоту материнства;
анализировать выразительные средства
произведений; развивать навыки
композиционного изображения
1
27
28
Мудрость старости.
Узнают произведения искусства
величайших художников.
Научатся: развивать навыки восприятия
произведений искусства; наблюдать
проявления духовного мира в лицах
близких людей; создавать в процессе
творческой работы эмоционально
выразительный образ пожилого человека и
художественными материалами передать
свое отношение к дорогому человеку
29
30
1
Сопереживание. Дорогою добра.
Узнают произведения известных
1
художников-анималистов.
Научатся: рассматривать и рассуждать,
как в произведениях искусства выражается
печальное и трагическое содержание;
эмоционально откликаться на образы
страдания в произведениях искусства,
пробуждающих чувство печали и участия;
выражать художественными средствами
при изображении свое отношение к
печальному событию
Герои-защитники.
Узнают основные памятные события,
связанные с историей родного края.
Научатся: рассматривать произведения
известных художников – картины и
скульптуры; создавать композицию;
изображать задуманное
1
Героическая тема в искусстве
разных народов.
Узнают основные памятные события,
связанные с историей родного края.
Научатся: рассматривать произведения
известных художников – картины и
скульптуры; создавать композицию по
впечатлениям; изображать задуманное;
приобретать творческий композиционный
опыт в создании героического образа
1
Юность и надежда.
Узнают произведения изобразительного
искусства, посвященные теме детства,
юности в искусстве всех народов.
Научатся: рассматривать произведения
известных художников и выражать свое
отношение к ним; создавать композицию,
изображающую радость детства;
передавать художественными средствами
радость темы детства
1
Искусство народов мира
(обобщение темы).
Научатся: объяснять и оценивать свои
впечатления от произведений искусства
разных народов; рассказывать об
особенностях художественной культуры
разных народов, об особенностях
понимания красоты; обсуждать и
анализировать свои работы и работы
одноклассников с позиций творческих
задач; работать в команде
1
31
32
33
34
8. Материально- техническое обеспечение образовательного
процесса
Учебники:
№
Автор
п/п
1
Л.А. Неменская
Название, класс
Изобразительное
искусство 4 класс
1 Ноутбук
2. Наглядный материал
3. Раздаточный материал
Год
издательства
2019
Издательство
Москва
«Просвещение»