Адаптированная общеобразовательная программа по изобразительному искусству 4 класс

1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа начального общего образования обучающихся
с ЗПР (вариант 7.1) по предмету «Изобразительное искусство», разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
с учетом планируемых результатов адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования МАОУ «Печменская СОШ»
Программа обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1) осуществляется на основе
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК),
сформулированных по результатам их комплексного психолого-медико-педагогического
обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
Нормативно-правовую базу разработки АОП НОО обучающихся с ЗПР составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013
« 203-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития;
- Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №
1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»
- Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования на основе ФГОС для обучающихся с ЗПР.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 4 класса
составлена на основе:

Положения о рабочей программе учебных предметов;

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№273-Ф3;

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6
октября 2009 г. №373;

Примерной программы начального общего образования. В 2 ч.Ч.1.-2-е изд.-М.:
Просвещение, 2009.-317с.- (Стандарты второго поколения)..

Авторской программы под общей редакцией (Неменского Б.М. «Изобразительное
искусство. Рабочие программы 1—4 классы», М.: «Просвещение», 2018 г), а также
планируемых результатов начального общего образования

учебного плана МАОУ «Печменская СОШ» на 2023-2024 учебный год;
По данной общеобразовательной программе предусмотрено обучение детей с ЗПР.
Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют создания для них особых
образовательных условий. На основании ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012г.
№273 «Об образовании в РФ» обучение учащихся с ЗПР ведется в общеобразовательных
классах в форме инклюзивного обучения, которое предполагает организацию
индивидуального подхода при проведении уроков и дифференциацию материала при
планировании уроков и заданий. Программа адаптирована для обучения лиц с задержкой
психического развития с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Она построена с учетом
специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития.
Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для
массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность
обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных

особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности. Благодаря этому
закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность
выстраивания дифференцированной работы на уроке.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По
сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический
тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование
эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием
становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Изучение курса «Изобразительное искусство» в начальной школе направлено на
достижение следующей цели АООП НОО обучающегося с ЗПР:
Цель предмета «Изобразительное искусство» - формирование художественной
культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры
мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности
человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством
очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и
безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Задачи:
 расширить художественно-эстетический кругозор;
 развивать практическую художественно-творческую деятельность и деятельность
по восприятию искусства;
 воспитывать зрительскую культуру, умение видеть художественное и эстетическое
своеобразие произведений искусства и грамотно рассказывать об этом на языке
изобразительного искусства;
 развивать художественно-образное мышление;
 приобщать к достижениям мировой художественной культуры;
 формировать способность самостоятельного видения мира, размышления о нем,
выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Цель коррекционно-развивающего характера: использование изобразительной
деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную,
эмоциональную и двигательную сферы, на формирование личности обучающегося,
воспитание у него положительных навыков и привычек, на развитие наблюдательности,
воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук.
Задачи коррекционно-развивающего характера:







способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников
путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них
правильного восприятия формы, величины, цвета предметов, их положения в
пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и
различие;
дать учащимся представление о элементарных основах реалистического рисунка,
формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного,
декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное
эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес к изобразительной
деятельности.

В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР
заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых
образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по
возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость
создания и реализации разных вариантов адаптированной программы обучающихся с
ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации адаптированной
программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР
возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения
и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих
закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является
обучение, как процесс организации познавательной и предметно-практической
деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием
образования.
В контексте разработки адаптированной программы обучающихся с ЗПР реализация
деятельностного подхода обеспечивает:
-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
-прочное усвоение учащимися знаний и опыта разнообразной деятельности, и
поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых
образовательных областях;
-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового
опыта деятельности и поведения;
-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе
формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только
успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических
результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и
жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

2. Общая характеристика учебного предмета
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных
направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному
опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие
индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Программа создана на основе развития традиций российского художественного
образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного
понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом
целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной
исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая
последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и
преемственность этапов обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие
социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же
время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие
осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного
творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии
эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к
художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства
познания и коммуникации в современных условиях.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности
и патриотизма. Эта задача не ограничивает связи с культурой разных стран мира. Россия
— часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает
многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей
планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в
жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой
стержень программы.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер,
так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств:
живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное
искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте
взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов
художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный,
декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве
хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности:
изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в
этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача
показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание
мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его;
конструктивная деятельность - это создание предметно-пространственной среды;
декоративная деятельность - это способ организации общения людей, имеющий
коммуникативные функции в жизни общества.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной
деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения,
Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и
понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать
искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить
прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок
поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем
миром художественно -эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика;
диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение
традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых
смыслов.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая
деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли
художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли
зрителя, осваивая опыт художественной культуры ) имеют творческий характер.
Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель,
карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани,
природные материалы ), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также

художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и
др.).
Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их
выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует
интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием
формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков,
развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве
восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы
происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и
компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование
собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации
в
интернете. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о
системе взаимодействия искусства с жизнью.
Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из
окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического
переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми
программного материала. Стремление к выражению своего отношения к
действительности должно служить источником развития образного мышления.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух
его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и
развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить
художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а так- же способность к
осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными
условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка
способности самостоятельного видения мира, раз мышления о нем, выражения своего
отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Тематическая цельность и последовательность помогают обеспечить прозрачные
эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается
год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром
художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и
расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные
общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой
предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература,
которые помогают детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков
индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной
творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам;
индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего
панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться,
ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом
относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для
дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это
подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного
ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную
картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы
выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по

представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений
действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов
коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение
художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических,
современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения
к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма,
пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм,
композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с
музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство
как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе,
обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с
выдающимися произведениями архитектуры. скульптуры , живописи, графики,
декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных
стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего
народа.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение изобразительного искусства в 4 классе 1 час в неделю, 34 часа в год (34
учебные недели)
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовнонравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка,
формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У
младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений,
их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоциональноценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоциональноценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности
помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут
основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке,
искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству
диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными
материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа.
Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках,
поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Изобразительное искусство»
Освоение адаптированной образовательной программы начального общего
образования, созданной на основе Стандарта обеспечивает достижение обучающимися
трѐх видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
 внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия
образца «хорошего ученика»;
 широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
 ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой частной задачи;
 способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
 основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучии, осознание своей этнической
принадлежности;
 ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и
окружающих людей;
 развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
 знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциации
моральных и конвенционных норм;
 установка на здоровый образ жизни;
 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой;
 эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.
Обучающийся получит возможность для формирования:
 внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;
 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
 устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения
задач;
 адекватного понимания дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
 компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
 морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных
дилемм на основе учета позиции партнеров в общении, ориентации на их мотивы и
чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и 3 этическим
требованиям;
 установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках; –
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
 эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающих в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
 определять и формулировать цель деятельности на уроке;
 проговаривать последовательность действий на уроке;

 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
учебника;
 объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и
инструментов;
 учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному
учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.
Обучающийся получит возможность научиться:
 способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления;
 умению планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации;
 определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
 делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике
(на развороте, в оглавлении, в словаре);
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
 пользоваться памятками;
 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса;
 перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их
образы;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные
образы.
Обучающийся получит возможность научиться:
 способам решения проблем творческого и поискового характера;
 использовать знаково-символические средства представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
 различным способам поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
 донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для
изготовления изделиях;
 слушать и понимать речь других
Обучающийся получит возможность научиться:
 слушать собеседника и вести диалог;
 готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
 излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты
Обучающийся научится:
 различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура,
художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и
участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные
художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного
замысла;
 различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
 различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
 узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и
мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны
(разнообразие, красоту, трагизм) окружающего мира и жизненных явлений;
 называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего
региона, создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в
пространстве;
 использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для
воплощения собственного художественно-творческого замысла;
 различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
 изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной
красками;
 использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно творческой деятельности;
 создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица,
фигуры;
 передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
 наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму
предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для
создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном
конструировании;
 использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения своих изделий и предметов быта;
 использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента;
 передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику
стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом
местных условий создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в
пространстве; использовать выразительные средства изобразительного искусства:
композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные
материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
 различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
 изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной
красками;
 использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
 создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица,
фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений
человека;

 наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму
предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для
создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном
конструировании;
 использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм
для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой
деятельности специфику стилистики произведений народных художественных
промыслов в России (с учетом местных условий).
Обучающийся получит возможность научиться:
 воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их
содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых
произведений;
 видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура,
скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
 высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и
человека в различных эмоциональных состояниях;
 пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры,
декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной
художественно-творческой деятельности;
 передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки
цвета, при создании живописных композиций на заданные темы; моделировать новые
формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы
природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства
и компьютерной графики;
 видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий,
предметов;
 понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте
человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
 изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное
отношение;
 изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в
коллективных работах на эти темы.
В результате изучения изобразительного искусства четвероклассник научится:
 понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание
художественного смысла окружающего предметного мира;
 понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются
носителями духовной культуры;
 понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей
жизни и нашего общения;
 работать с пластилином, конструировать из бумаги - использовать элементарные
приемы изображения пространства;
 правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
 называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, живопись,
скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
 называть разные типы музеев;
 сравнивать различные виды изобразительного искусства;
 называть народные игрушки, известные центры народных промыслов;
 использовать различные художественные материалы.


6. Содержание учебного предмета
№
п/п

1

2

3

Наименование
разделов
(всего часов)

Истоки родного
искусства
(8 часов)

Древние
города
нашей земли
(7 часов)

Каждый народ –
художник
(11
часов)

Содержание
материала

программного

В постройках, предметах быта, в
том, как люди одеваются и
украшают одежду, раскрывается
их представление о мире,
красоте
человека.
Роль
природных условий в характере
традиционной культуры народа.
Гармония жилья с природой.
Природные материалы и их
эстетика. Польза и красота в
традиционных
постройках.
Дерево
как
традиционный
материал.
Деревня
–
деревянный мир. Изображение
традиционной сельской жизни в
произведениях
русских
художников.
Красота
и
неповторимость
архитектуры ансамблей Древней
Руси.
Конструктивные
особенности русского городакрепости.
Конструкция
и
художественный
образ,
символика
архитектуры
православного храма. Общий
характер
и
архитектурное
своеобразие древних русских
городов.
Особенности
архитектуры храма и городской
усадьбы. Соответствие одежды
человека и окружающей его
предметной среды.
Представление о богатстве и
многообразии художественных
культур мира.
Отношения
человека и природы и их
выражение
в
духовной
сущности
традиционной
культуры народа, в особой
манере
понимать
явления
жизни. Природные материалы
и их роль в характере
национальных
построек
и
предметов
традиционного
быта. Выражение в предметном
мире, костюме, укладе жизни

Универсальные учебные действия
Проектировать изделие:
создавать
образ в соответствии с замыслом и
реализовывать его. Осуществлять анализ
объектов с выделением существенных и
несущественных признаков; строить
рассуждения в форме связи простых
суждений об объекте, его строении.
Определять последовательность
промежуточных
целей
с
учетом
конечного результата; составление плана
и последовательности действий.
Строить рассуждения в форме связи
простых суждений об объекте, его
строении.
Учитывать правила в планировании и
контроле способа решения.
Участвовать
в
творческой
деятельности при выполнении учебных
практических работ и реализации
несложных проектов. Осуществлять
самоконтроль и корректировку хода
работы и конечного результата.
Формулировать собственное мнение и
позицию.
Умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями
коммуникации

Воспринимать,
сравнивать,
давать эстетическую
оценку
объекту. Анализировать образец,
определять материалы, контролировать
и
корректировать
свою
работу. Давать оценку своей работе и
работе
товарища
по
заданным
критериям.
Самостоятельное создание способов
решения проблем творческого и
поискового характера.
Учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками.

4

Искусство
объединяет
народы (8 часов)

представлений о красоте и
устройстве мира.
От представлений о великом
многообразии культур мира - к
представлению о едином для
всех
народов
понимании
красоты и безобразия, коренных
явлений жизни. Вечные темы в
искусстве:
материнство,
уважение к старшим, защита
Отечества,
способность
сопереживать
людям,
способность утверждать добро.
Восприятие
произведений
искусства - творчество зрителя,
влияющее на его внутренний
мир и представления о жизни

Понимать ценность
искусства
в
соответствии гармонии человека с
окружающим миром.
Участвовать в обсуждении содержания
и
выразительных
средств. Проектировать изделие:
создавать образ в соответствии с
замыслом и реализовывать его. Владение
монологической
и
диалогической
формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка, современных
средств коммуникации

7. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема урока

Кол-во
часов
1

Каждый народ строит, украшает,
изображает. Пейзаж родной земли.
Художественные материалы.

Узнают картины художника И.И.
Шишкина.
Научатся: анализировать произведения
изобразительного искусства и составлять
описательный рассказ; изображать
характерные особенности пейзажа родной
природы; использовать выразительные
средства гуаши для создания образов
природы

Красота природы в произведениях
русской живописи.

Узнают картины художника И.И.
Шишкина.
Научатся: анализировать произведения
изобразительного искусства и составлять
описательный рассказ; изображать
характерные особенности пейзажа родной
природы; использовать выразительные
средства гуаши для создания образов
природы

1

Деревня – деревянный мир.
Русская деревянная изба.
Конструкция и украшения избы

Узнают картины художника И. И.
Левитана.
Научатся: определять линию горизонта;
выявлять цветовое соотношение неба,
земли; видеть красоту родной природы;
обсуждать, сравнивать, анализировать
картины художников-пейзажистов;

1

1

2

3

Основные виды учебной деятельности

работать гуашью – смешивать краски
непосредственно на картине без
использования палитры
Деревня – деревянный мир.

Узнают: об особенностях деревянного
храмового зодчества, основной
конструкции деревянной деревенской
церкви (четверик, восьмерик, крыльцогульбище, купол).
Научатся определять основные
пропорции, характерные формы
деревянных, жилых построек

1

Красота человека. Русская
красавица.

Узнают: о конструкции русского
народного костюма, о роли и особенностях
женских головных уборов.
Научатся: понимать и анализировать
конструкцию русского народного костюма;
характеризовать и эстетически оценивать
образ человека в произведениях
художников; создавать женские и мужские
народные образы (портреты); работать
живописными материалами

1

Образ русского человека в
произведениях художников.

Узнают об особенностях конструкции
русского народного мужского и женского
праздничного
и повседневного костюма.
Научатся: изображать фигуру человека в
русском народном костюме; воспринимать
произведения искусства; оценивать работы
товарищей

1

Календарные праздники.

Узнают: о традиционных русских
народных праздниках, значении цвета и
символики орнаментов в русской
национальной одежде.
Научатся: взаимодействовать в процессе
совместной деятельности; воспринимать
произведения искусства; оценивать красоту
и значение народных праздников

1

Народные праздники.

Узнают о традициях ярмарочных
гуляний в родном городе в прошлом и в
настоящее время.
Научатся: ритмически организовывать
пространство; воспринимать произведения
искусства; оценивать работы товарищей

1

Родной угол.

Узнают: конструкцию внутреннего
пространства древнерусского города
(кремль, торг, посад), понятия «вертикаль»

1

4

5

6

7

8

9

и «горизонталь» в архитектуре, назначение
сторожевой башни, частокола, рва,
картины художников, изображающие
древнерусские города.
Научатся: понимать и выражать свое
отношение к памятникам древнерусской
архитектуры; работать графическими
материалами
Древние соборы.

Узнают: о значении собора в жизни людей,
порядок устройства собора.
Научатся: понимать роль пропорций и
ритма в архитектуре древних соборов;
моделировать или изображать
конструкцию и украшение древнерусского
каменного собора; работать графическими
материалами; воспринимать произведения
архитектуры; оценивать работы товарищей

1

Города Русской земли.

Узнают: основные структурные части
города, названия памятников архитектуры.
Научатся: понимать красоту
исторического образа города и его
значение для современной архитектуры;
выражать свое отношение к памятникам
архитектуры, произведениям искусства;
изображать и моделировать наполненное
жизнью людей пространство
древнерусского города

1

Древнерусские воины - защитники.

Узнают произведения художников,
изображавших русских воинов –
защитников Отечества.
Научатся: воспринимать произведения
искусства; приемам изображения фигуры
человека; передавать художественными
материалами образ русского богатыря;
адекватно оценивать работы товарищей

1

«Золотое кольцо России».

Узнают: города, которые входят в
«Золотое кольцо», общий характер и
архитектурное своеобразие старинных
русских городов.
Научатся: воспринимать и эстетически
переживать красоту городов, сохранивших
исторический облик, – свидетелей нашей
истории; адекватно оценивать свои работы
и работы одноклассников

1

Узорочье теремов.

Узнают особенности украшения жилых
теремов и церквей.
Научатся: выражать в изображении

1

10

11

12

13

14

праздничную нарядность, узорочье
интерьера терема; делать фон для работы;
применять полученные знания в
собственной художественно-творческой
деятельности; оценивать работы товарищей
Праздничный пир в теремных
палатах.

Узнают об особенности украшения
интерьера княжеских палат.
Научатся: понимать роль постройки,
изображения, украшения при создании
образа древнерусского города; создавать
изображения на тему праздничного пира в
теремных палатах, многофигурные
композиции в коллективных панно;
сотрудничать в процессе создания общей
композиции.

1

Страна восходящего солнца.
Праздник цветения сакуры.

Узнают об особенностях изображения,
украшения и постройки в искусстве и
архитектуре Японии.
Научатся: воспринимать эстетический
характер традиционного для Японии
понимания красоты природы; сопоставлять
традиционные представления о красоте
русских женщин и японок

1

Искусство оригами.

Узнают: новые эстетические
представления о поэтической красоте мира.
Научатся: приобретать новые умения в
работе с выразительными возможностями
художественных материалов; использовать
технологию изготовления бумажного
журавлика

1

Страна восходящего солнца. Образ
человека, характер одежды в
японской культуре.

Узнают: определения понятий «образ»,
«композиция», произведения выдающихся
японских художников.
Научатся использовать художественные
материалы и инструменты для выполнения
творческой работы

1

Народы гор и степей.

Узнают художественные традиции в
культуре народов степей.
Научатся: понимать и объяснять
разнообразие и красоту природы
различных регионов нашей страны;
передавать красоту пустых пространств и
величия горного пейзажа; самостоятельно
создавать творческую работу: изображать
сцены жизни людей в степи и в горах

1

Народы гор и степей. Юрта как

Узнают художественные традиции в

1

15

16

17

18

19

20

произведение архитектуры.

культуре народов степей.
Научатся: понимать и объяснять красоту
природы нашей страны; самостоятельно
создавать творческую работу: изображать
сцены жизни людей в степи и в горах

Города в пустыне.

Узнают об особенностях культуры и
архитектуры Средней Азии.
Научатся: характеризовать
особенности художественной культуры
Средней Азии; объяснять связь
архитектурных построек с особенностями
природы и природных материалов;
создавать образ древнего среднеазиатского
города

1

Древняя Эллада.

Узнают о значении искусства Древней
Греции для всего мира.
Научатся: эстетически воспринимать
произведения искусства Древней Греции;
выражать свое отношение к
ним;характеризовать отличительные черты
и конструктивные элементы
древнегреческого храма; самостоятельно
выделять этапы работы; определять
художественные задачи и художественные
средства

1

Олимпийские игры.

Узнают историю возникновения
Олимпийских игр.
Научатся: отличать древнегреческие
скульптурные и архитектурные
произведения; передавать красоту
движения спортсменов, атмосферу
Древнегреческих олимпийских игр

1

Средневековый город.

Узнают образ готических городов
средневековой Европы.
Научатся: видеть и объяснять единство
форм костюма и архитектуры, общее в их
конструкции и украшениях; передавать
образ человека средневековой Европы в
костюме; использовать и развивать навыки
конструирования из бумаги (фасад храма)

1

Образ готического храма в
средневековом городе.

Узнают основные памятники архитектуры
средневековой Европы.
Научатся понимать значимость
исторического прошлого Западной Европы
для современного человека

1

Многообразие художественных

Узнают , что художественные культуры

1

21

22

23

24

25

26

культур
в мире. Обобщение .

мира – это пространственно-предметный
мир, в котором выражается душа народа.
Влияние особенностей природы на
характер традиционных построек,
гармонию жилья с природой, образ
красоты человека, народные праздники.
Понимание разности творческой работы в
разных культурах.
Научатся: осознавать цельность каждой
культуры, естественную взаимосвязь ее
проявлений; понимать различия работы
трех Мастеров в разных культурах;
объяснять, почему постройки, одежды,
украшения такие разные; самостоятельно
составлять рекламный буклет; рассуждать
о богатстве и многообразии
художественных культур народов мира;
анализировать свою работу и работу
одноклассников

Тема материнства в искусстве.

Узнают о том, что тема материнства –
общая в искусстве для всех времен и
народов.
Научатся: приводить примеры
произведений искусства, выражающих
красоту материнства; анализировать
выразительные средства произведений;
развивать навыки композиционного
изображения

1

Образ Богоматери в русском и
западно-европейском искусстве.

Узнают символику каждого цвета в
иконописи.
Научатся: приводить примеры
произведений изобразительного искусства,
выражающих красоту материнства;
анализировать выразительные средства
произведений; развивать навыки
композиционного изображения

1

27

28

Мудрость старости.
Узнают произведения искусства
величайших художников.
Научатся: развивать навыки восприятия
произведений искусства; наблюдать
проявления духовного мира в лицах
близких людей; создавать в процессе
творческой работы эмоционально
выразительный образ пожилого человека и
художественными материалами передать
свое отношение к дорогому человеку

29

30

1

Сопереживание. Дорогою добра.

Узнают произведения известных

1

художников-анималистов.
Научатся: рассматривать и рассуждать,
как в произведениях искусства выражается
печальное и трагическое содержание;
эмоционально откликаться на образы
страдания в произведениях искусства,
пробуждающих чувство печали и участия;
выражать художественными средствами
при изображении свое отношение к
печальному событию
Герои-защитники.

Узнают основные памятные события,
связанные с историей родного края.
Научатся: рассматривать произведения
известных художников – картины и
скульптуры; создавать композицию;
изображать задуманное

1

Героическая тема в искусстве
разных народов.

Узнают основные памятные события,
связанные с историей родного края.
Научатся: рассматривать произведения
известных художников – картины и
скульптуры; создавать композицию по
впечатлениям; изображать задуманное;
приобретать творческий композиционный
опыт в создании героического образа

1

Юность и надежда.

Узнают произведения изобразительного
искусства, посвященные теме детства,
юности в искусстве всех народов.
Научатся: рассматривать произведения
известных художников и выражать свое
отношение к ним; создавать композицию,
изображающую радость детства;
передавать художественными средствами
радость темы детства

1

Искусство народов мира
(обобщение темы).

Научатся: объяснять и оценивать свои
впечатления от произведений искусства
разных народов; рассказывать об
особенностях художественной культуры
разных народов, об особенностях
понимания красоты; обсуждать и
анализировать свои работы и работы
одноклассников с позиций творческих
задач; работать в команде

1

31

32

33

34

8. Материально- техническое обеспечение образовательного
процесса

Учебники:
№
Автор
п/п
1
Л.А. Неменская

Название, класс
Изобразительное
искусство 4 класс

1 Ноутбук
2. Наглядный материал
3. Раздаточный материал

Год
издательства
2019

Издательство
Москва
«Просвещение»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».