1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа начального общего образования обучающихся с
ЗПР (вариант 7.1) по предмету «Литературное чтение», разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом планируемых
результатов адаптированной основной образовательной программы начального общего
образования МАОУ «Печменская СОШ»
Программа обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1) осуществляется на основе рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), сформулированных по
результатам их комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР
и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Нормативно-правовую базу разработки АОП НОО обучающихся с ЗПР составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №
273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 « 203-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития;
- Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. № 1598
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования на основе ФГОС для обучающихся с ЗПР.
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 1-4 классов составлена на
основе:
Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов;
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273Ф3;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября
2009 г. №373;
Примерной программы начального общего образования. В 2 ч.Ч.1.-2-е изд.-М.:
Просвещение, 2009.-317с.- (Стандарты второго поколения).
Авторской программы по литературному чтению. Литературное чтение. Рабочие
программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для
учителей общеобразовательных. организаций/ В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др. — М.:
Просвещение, 2018. — 340 с.
учебного плана МАОУ «Печменская СОШ» на 2023-2024 учебный год;
учебно-методического комплекта «Школа России» учебник литературного чтения: Л.Ф.
Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградова, М.В. Бойкина. Литературное
чтение: Учебники для 1-4 классов. – М.: Просвещение, 2017;
санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (с
внесенными изменениями в санитарно–эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.2.2821 – 10, постановление от 24.11.2015 г.)
По данной общеобразовательной программе предусмотрено обучение детей с ЗПР. Дети с
ограниченными возможностями здоровья требуют создания для них особых образовательных
условий. На основании ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273 «Об образовании
в РФ» обучение учащихся с ЗПР ведется в общеобразовательных классах в форме
инклюзивного обучения, которое предполагает организацию индивидуального подхода при
проведении уроков и дифференциацию материала при планировании уроков и заданий.
Программа адаптирована для обучения лиц с задержкой психического развития с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц. Она построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с
задержкой психического развития. Представленная программа, сохраняя основное содержание
образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает
коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом
психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа
вариативности. Благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем
развития, возможность выстраивания дифференцированной работы на уроке.
Цель программы обучения:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов
речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;
развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и
приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического
отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной
литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и
ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре
народов других стран.
Основные задачи программы обучения:
формировать технику чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с
правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечить постепенный переход от
послогового чтения к чтению целым словом;
формировать у детей навыки сознательного чтения: читать доступный пониманию текст
вслух, шёпотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного,
сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного
анализа;
развивать умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать
одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять
пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, задавать вопросы автору,
коллективно обсуждать предлагаемый ответ и др.
воспитывать у детей интерес к уроку чтения и к чтению как к процессу.
формирование читательской компетентности, помогающей младшему школьнику
осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской
деятельности для своего самообразования;
пробуждение интереса учащихся к чтению художественных произведений .
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач
начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе .
В основу разработки и реализации рабочей программы, обучающихся с ЗПР (вариант
7.1) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых
образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям
освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации
разных вариантов адаптированной программы обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе
индивидуального учебного плана. Варианты адаптированной программы обучающихся с ЗПР
создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными
требованиями в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к:
• структуре адаптированной программы;
• условиям реализации адаптированной программы;
• результатам освоения адаптированной программы.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации адаптированной
программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР
возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и
воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих
закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером
организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является
обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности
обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки адаптированной программы обучающихся с ЗПР реализация
деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и
поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных
областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового
опыта деятельности и поведения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе
формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное
усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов),
позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции,
составляющей основу социальной успешности.
2.
Общая характеристика учебного предмета
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после
обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов
России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы
и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные).
Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,
драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги
пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу,
труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический
опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида
информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и
читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными
видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на
совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения
навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах
слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного
объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно
вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно
овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и
интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста
(выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной
речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся
целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и
выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с
обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение
собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или
прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные
формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.
Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе
литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая
речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для
обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают
сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения.
На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание,
рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и
научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой,
главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части,
озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают
первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого
литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ,
стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица,
считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства
словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора,
ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ
(без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся
осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно
произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и
осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор
выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который
позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять
героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с
использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных
мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки,
характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя,
соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного
произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности,
которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять
собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом)
используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные
представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать
словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает
полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственноэстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из
них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в
роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и
сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей
произведений словесного искусства.
3.
Описание места предмета в учебном плане
На изучение литературного чтения в 4 классе отводится 3 часа в неделю. Программа
рассчитана на 102 часа за год (34 учебные недели).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в
решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с
художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким
образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется
духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное
чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего
народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих
национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается
развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая
и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями: добром,
справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие
произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовнонравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения,
формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к
Родине.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Литературное чтение»
Освоение адаптированной образовательной программы начального общего образования,
созданной на основе Стандарта обеспечивает достижение обучающимися трѐх видов
результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,
становление
гуманистических
и
демократических
ценностных
ориентации
многонационального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и
чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной
литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной
принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения
сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными
поступками, осмысливать поступки героев;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и
духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД:
использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных
задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях,
энциклопедиях и интерпретации информации;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,
осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и
составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей,
построения рассуждений.
Коммуникативные УУД:
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и
право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; воспринимать чтение как
источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения;
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
различать на практическом уровне виды текстов, опираясь на их особенности;
читать выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и
декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное;
выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста,
понимать его смысл;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать
выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научнопознавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного,
краткого или выборочного);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, опираясь на текст или
собственный опыт.
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
выделять не только главную, но и избыточную информацию;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать суждение;
определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам;
отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного
произведения;
оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема: с
опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение примерами из текста;
делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования.
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
•
осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным
интересом к чтению; пользоваться в читательской прак-тике приёмами вдумчивого чтения под
руководством учителя (ком-ментированное чтение, чтение в диалоге автор-читатель);
выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя;
•
читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный
текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
•
ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться
на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;
•
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной
информации (справочная литература) по совету взрослых;
•
- осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений,
соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
•
распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на
основе предложенного в учебнике алгоритма;
•
соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимо-связь содержание
текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев,
приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или
прослушанного текста.
Творческая деятельность
Обучающийся научится:
•
читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения;
отражая настроение автора;
•
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных
слов под руководством учителя;
•
составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений,
высказывая собственное отношение к прочитанному.
Учащиеся получат возможность научиться:
•
сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в
соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
•
пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающийся научится:
•
различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их
культурную ценность для русского народа;
•
находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить
факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или
художественному; составлять таблицу различий;
•
использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки,
небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей
литературно-творческой деятельности.
6. Содержание учебного предмета
Летописи.Былины. Жития (7 ч)
О былинах. Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...», «И вспомнил
Олег коня своего...»,«Ильины три поездочки». Жития.«Житие Сергия Радонежского».
Чудесный мир классики (15 ч)
П.П.Ершов «Конёк-горбунок» (отрывок). А.С.Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!..»,
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» (отрывок),
«Ашик-Кериб». Л.Н.Толстой «Детство», «Как мужик камень убрал».А.П.Чехов «Мальчики».
Поэтическая тетрадь (8 ч)
Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...». А.А.Фет «Весенний
дождь», «Бабочка». Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий
шепот...». А.Н.Плещеев «Дети и птичка». И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями...».
Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...». И.А.Бунин «Листопад».
Литературные сказки (12 ч)
В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». П.П.Бажов
«Серебряное копытце». С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».
Делу время - потехе сейчас (7 ч)
Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». В.Ю.Драгунский «Главные реки», «Что
любит Мишка». В.В.Голявкин «Никакой горчицы я не ел».
Страна детства (6 ч)
Б.С.Житков «Как я ловил человечков». К.Г.Паустовский«Корзина с еловыми шишками»;
М.М.Зощенко «Ёлка».
Поэтическая тетрадь (4 ч)
В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская». С.А.Есенин «Бабушкины сказки». М.И.Цветаева
«Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства».
Природа и мы (11 ч)
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». А.И.Куприн «Барбос и Жулька». М.М.Пришвин
«Выскочка». Е.И.Чарушин «Кабан». В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип».
Поэтическая тетрадь (6 ч)
Б.Л.Пастернак «Золотая осень». С.А.Клычков «Весна в лесу». Д.Б.Кедрин «Бабье лето».
Н.М.Рубцов «Сентябрь». С.А.Есенин «Лебёдушка».
Родина (5 ч)
И.С.Никитин «Русь». С.Д.Дрожжин «Родине».А.В.Жигулин «О, Родина! В неярком
блеске...».
Страна Фантазия (5 ч)
Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». К.Булычёв «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература (15 ч)
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Г.X.Андерсен «Русалочка». М.Твен «Приключения
Тома Сойера». С.Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете».
Проверка и оценка усвоения программы
Произведения для заучивания наизусть:
А.С.Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!..»
А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (отрывок)
Л.Н.Толстой «Детство» (отрывок)
Ф.И.Тютчев «Как неожиданно и ярко…»
И.А.Бунин «Листопад» (отрывок)
К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (отрывок)
С.А.Есенин «Бабушкины сказки»
Д.Б.Кедрин «Бабье лето»
С.Д.Дрожжин «Родине»
7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Тема урока
Основные виды
учебной деятельности
Кол-во
часов
Вводный урок по курсу литературного чтения. (1 час)
1
Вводный инструктаж по ТБ.
Знать структуру
Знакомство с учебником по
учебника, приёмы
литературному чтению.
ориентирования в
учебнике;
Летописи, былины, жития. (7 часов)
1
Знакомство с названием раздела
Знать историю
«Летописи. Былины. Жития».
создания книг, отличия
рукописной и печатной
1
Из летописи «И повесил Олег щит
книги, различать
свой на вратах Царьграда».
элементы книги
События летописи-основные
(обложка, оглавление,
события Древней Руси.
титульный лист,
1
Из летописи «И вспомнил Олег
аннотации,
коня своего». Сравнение текста
иллюстрация),
летописи и исторических
составлять небольшое
источников.
монологическое
1
Поэтический текст былины
высказывание
с
опорой
«Ильины три поездочки».
на авторский текст.
Сказочный характер былины.
Осознанно
подбирать и
1
Прозаический текст былины в
читать
тексты
с
целью
пересказе Н. Карнауховой.
удовлетворения интереса,
Сравнение поэтического и
приобретения
прозаического текстов.
читательского опыта
1
«Житие Сергия Радонежского»
Оценивать
поступки
Детство и юность Варфоломея.
людей, жизненные
1
«Житие Сергия Радонежского».
ситуации
с
точки
зрения
Рассказ о битве на Куликовом поле.
общепринятых норм и
ценностей; оценивать
конкретные поступки как
хорошие, так и плохие; эмоционально
«проживать» текст,
выражать свои эмоции.
Высказывать своё
отношение к героям
прочитанных
произведений, к их
поступкам.
Выразительно читать и
пересказывать текст.
Чудесный мир классики. (15часов)
1
Знакомство с названием раздела
Знать виды сказок и их
«Чудесный мир классики» П. П.
структуру. Различные
Ершов «Конек - горбунок».
произведения устного
Сравнение литературной и
народного творчества.
народной сказок.
Уметь приводить
примеры произведений
1
События в литературной сказке П.
фольклора
(пословицы,
П. Ершова «Конек - горбунок».
Дата
план
факт
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Герои сказки.
загадки, сказки). Читать
осознанно текст;
П. П. Ершов «Конек - горбунок».
определять тему,
Младший брат Иван-настоящий
главную мысль
герой сказки.
произведения,
А. Слонимский. «О Пушкине»
пересказывать текст.
Интонация стихотворения А.С.
Уметь использовать
Пушкина «Няне».
различные виды
Интонация стихотворений А.С.
пересказа ( подробный,
Пушкин «Туча», «Унылая пора!..»
краткий, творческий).
Словесное рисование картин.
Мотивы народной сказки в
литературной. А. С. Пушкин
«Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях».
Характеристика героев сказки А. С.
Пушкин «Сказка о мертвой царевне
и семи богатырях», отношение
автора к ним.
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой
царевне и семи богатырях».
Составление плана сказки.
А. Шан - Гирей «Воспоминания о
Лермонтове». Картины природы в
стихотворении «Дары Терека».
М. Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб».
Сравнение мотивов русской и
турецкой сказок.
Главная мысль сказки М. Ю.
Лермонтова «Ашик - Кериб».
Характеристика героев сказки М.
Ю. Лермонтова «Ашик - Кериб»,
отношение автора к ним.
С. Толстой. «Как я увидел Льва
Николаевича». События рассказа Л.
Толстого «Детство».
Характер главного героя рассказа.
Л. Толстой. Басня «Как мужик
убрал камень».
Главные герои рассказа. А.П. Чехов
«Мальчики» - герои своего
времени.
Поэтическая тетрадь. ( 8 часов)
Знакомство с названием раздела
Знать названия,
«Поэтическая тетрадь»
основное содержание
изученных
Средства художественной
литературных
выразительности для создания
картины природы в стихотворениях произведений, их
авторов, некоторые
Ф. И. Тютчева
сведения из
Картины природы в лирических
биографии поэтов.
стихотворениях А. А. Фета
«Весенний дождь», «Бабочка».
Е. А. Баратынский «Весна, весна! Уметь читать
Как воздух чист». «Где сладкий стихотворные
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
шепот». Передача настроения и
чувства в стихотворении.
Ритм
стихотворений
А.
Н.
Плещеева «Дети и птичка», И. С.
Никитина «В синем небе…».
Выразительное чтение стихов Н. А.
Некрасова «Школьник», «В зимние
сумерки…»
Картина осени в стихах И. А.
Бунина «Листопад». Сравнения,
эпитеты.
Оценка достижений. Проверочная
работа по теме: «Поэтическая
тетрадь».
произведения
наизусть (по выбору),
выразительно читать
по книге или наизусть
стихи перед
аудиторией (с
предварительной
самостоятельной
подготовкой).
Уметь находить в
тексте сравнения,
эпитеты,
олицетворения.
Литературные сказки. (12 часов)
Знакомство с названием раздела
Знать названия,
«Литературные сказки» В. Ф.
основное содержание
Одоевский «Городок в табакерке».
изученных
Особенности литературного жанра. литературных
произведений.
Заглавие и главные герои
отличие литературной
литературной сказки В. Ф.
Одоевского «Городок в табакерке». сказки от
фольклорной; имена,
В. Ф. Одоевский «Городок в
фамилии их авторов.
табакерке», деление текста на
Составлять
части. Составление плана сказки.
небольшое
Особенности литературного жанра
монологическое
произведения В. М. Гаршина
«Сказка о жабе и розе». Сказка или высказывание с
опорой на авторский
рассказ.
Главная мысль произведения В. М. текст, оценивать
события, героев
Гаршина «Сказка о жабе и розе».
произведения.
Герои литературного текста В. М.
Создавать
Гаршина «Сказка о жабе и розе».
небольшой устный
Мотивы народных сказок в
текст на заданную
авторском тексте П. П. Бажова
тему.
«Серебряное копытце».
Различать жанры
Герои художественного
художественной
произведения П. П. Бажова
литературы (сказка,
«Серебряное копытце», авторское
рассказ, басня), сказки
отношение к ним.
народные и
Мотивы народных сказок в
литературные.
литературном тексте А.С. Аксакова Восстанавливать
«Аленький цветочек».
авторский текст по
А.С. Аксакова «Аленький
опорным словам,
цветочек». Герои художественного
соотносить пословицы с
текста. Тест.
характеристикой героя
А.С. Аксакова «Аленький
произведения.
цветочек». Деление текста на части.
Составление плана.
Оценка достижений. Проверочная
работа по теме «Литературные
сказки».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
Делу время — потехе час. (7 часов)
Знакомство с названием раздела
Знать: названия,
«Делу время - потехе час».
основное содержание
Нравственный смысл, жанр
изученных
произведения Е. Л. Шварца
литературных
произведений; имена,
«Сказка о потерянном времени».
фамилии их авторов,
Инсценирование произведения Е.
уметь читать
Л. Шварца «Сказка о потерянном
осознанно текст
времени».
художественного
Особенности юмористического
текста. В. Ю. Драгунский «Главные произведения «про
себя» (без учета
реки», авторское отношение к
скорости), определять
изображаемому.
тему и главную мысль
Юмор в рассказе В. Ю.
произведения,
Драгунского «Что любит Мишка».
пересказывать текст,
Пересказ текста от лица героев.
Смысл заголовка произведения В. приводить примеры
художественных
В. Голявкина «Никакой горчицы я
произведений разной
не ел».
тематики по
Герои произведения В. В.
изученному
Голявкина «Никакой горчицы я не
материалу,
ел». Чтение по ролям. Тест.
аргументировать
Оценка достижений. Проверочная
свою позицию с
работа по теме: «Делу время –
привлечением текста
потехе час».
произведения
Страна Детства. (6 часов)
Знакомство с названием раздела
Знать названия,
«Страна Детства».
основное содержание
Особенности развития сюжета в
изученных
рассказе Б. С. Житков «Как я ловил литературных
произведений, их
человечков».
авторов, отличие
Б. С. Житков «Как я ловил
литературной сказки от
человечков». Герои произведения.
фольклорной, уметь
Особенности развития событий:
составлять небольшое
выстраивание их в тексте К. Г.
Паустовского «Корзина с еловыми монологическое
высказывание с опорой
шишками».
на авторский текст,
Герои произведения К. Г.
Паустовского «Корзина с еловыми оценивать события,
героев произведения,
шишками».
воспринимать на слух и
Музыкальное сопровождение
понимать
произведения К. Г. Паустовского
художественные
«Корзина с еловыми шишками».
произведения разных
Герои рассказа М. М. Зощенко
жанров; передавать их
«Ёлка». Составление плана.
содержание по
вопросам, уметь
различать жанры
художественных
произведений.
Поэтическая тетрадь. (4 часа)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
Знакомство с названием раздела
«Поэтическая тетрадь»
Развитие чувств в лирическом
стихотворении. В. Я. Брюсов
«Опять сон», «Детская».
Тема стихотворения С.А. Есенина
«Бабушкины сказки». Развитие
чувства в лирическом
произведении.
Развитие чувства в лирических
стихах М. Цветаевой «Бежит
тропинка…», «Наши царства».
Тема детства.
Оценка достижений. Проверочная
работа по теме «Поэтическая
тетрадь».
Уметь отвечать на
вопросы по содержанию
произведения;
характеризовать
выразительные
средства; читать
стихотворные
произведения наизусть
(по выбору); заучивать
стихотворение с
помощью иллюстраций
и опорных слов;
выразительно читать по
книге или наизусть
стихи перед аудиторией
(с предварительной
самостоятельной
подготовкой).
Природа и мы. (11 часов)
Знакомство с названием раздела
Знать основное
«Природа и мы». Д. М. Мамин –
содержание текста, их
авторов; стили текстов,
Сибиряк «Приемыш».
их различия, уметь
Отношение человека к природе. Д.
использовать
М. Мамин – Сибиряк «Приемыш».
приобретенные знания
А. И. Куприн «Барбос и Жулька».
и умения в
Герои произведения о животных.
практической
А. И. Куприн «Барбос и Жулька».
Поступок как характеристика героя деятельности и
повседневной жизни
произведения.
для высказывания
М. М. Пришвин «Выскочка».
оценочных суждений о
Анализ заголовка. Герои
прочитанном
произведения.
произведении (герое,
М. М. Пришвин «Выскочка»,
событии), уметь
Характеристика героя на основе
пересказывать текст,
поступка.
составлять небольшое
Е. И. Чарушин «Кабан». Герои
монологическое
произведения.
высказывание с опорой
Е. И. Чарушин «Кабан».
на авторский текст,
Характеристика героя на основе их создавать небольшой
поступков.
устный текст на
В. П. Астафьев «Стрижонок
заданную тему
Скрип». Деление текста на части,
составление плана. Тест.
В. П. Астафьев «Стрижонок
Скрип». Выборочный пересказ
Оценка достижений. Проверочная
работа по теме «Природа и мы»
Поэтическая тетрадь. (6 часов)
Знакомство с названием раздела
Уметь отвечать на
«Поэтическая тетрадь». Картина
вопросы по
осени в лирическом произведении
содержанию
Б. Л. Пастернака «Золотая осень».
произведения;
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
Картины весны в стихотворении С. характеризовать
А. Клычкова «Весна в лесу».
выразительные
Картины лета в стихотворении Д. Б. средства; читать
стихотворные
Кедрина «Бабье лето»
Изображение природы в сентябре в произведения наизусть
(по выбору); заучивать
лирическом произведении Н. М.
стихотворение с
Рубцова «Сентябрь». Средства
помощью иллюстраций
художественной выразительности
и опорных слов;
Мотивы народного творчества в
выразительно читать по
авторском произведении
книге или наизусть
С. А. Есенина «Лебедушка».
стихи
Оценка достижений. Проверочная
работа по теме «Поэтическая
тетрадь»
Родина. (5 часов)
Знакомство с названием раздела Знать основное
«Родина»
содержание текста,
Образ Родины в поэтическом тексте их авторов; стили
И.С. Никитина «Русь». Ритм текстов, их
различия. Уметь
стихотворения.
С.
С.
Дрожжин
«Родине». использовать
Авторское
отношение
к приобретенные
знания и умения в
изображаемому.
Тема
стихотворения
А.
В. практической
Жигулина
«О,
Родина!...». деятельности и
Авторское
отношение
к повседневной жизни
для высказывания
изображаемому.
Поэтический
вечер
по
теме оценочных суждений
«Родина». Проект «Они защищали о прочитанном
произведении (герое,
Родину».
событии); уметь
пересказывать текст;
составлять
небольшое
монологическое
высказывание с опорой
на авторский текст;
создавать небольшой
устный текст на
заданную тему.
Страна Фантазия. (5 часов)
Знакомство с названием раздела
Знать названия,
«Страна Фантазия». Е. С.
основное содержание
Велтистов. «Приключения
изученных
Электроника». Особенности
литературных
фантастического жанра.
произведений, их
Необычные герои фантастического авторов, понимать
жанра.
Е.
С.
Велтистов. эмоциональнонравственные
«Приключения Электроника».
Особенности
фантастического переживания героев
жанра. Кир Булычев «Путешествие произведений.
Уметь
Алисы».
Кир
Булычев
«Путешествие участвовать в
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
Алисы».
Сравнение
героев
фантастических рассказов.
Оценка достижений. Проверочная
работа по теме «Страна фантазия».
диалоге при
обсуждении
произведения,
строить
небольшие
монологические
высказывания:
рассказ о своих
впечатлениях по
прочитанному
произведению (о
героях,
событиях),
участвовать в
литературных
играх,
инсценировании.
Оценивать
события, героев
произведения.
Зарубежная литература. (15 часов)
Знакомство с названием раздела Знать названия,
«Зарубежная литература»
основное содержание
Д.
Свифт
«Путешествие изученных
Гулливера».
Особое
развитие литературных
произведений, их
сюжета в зарубежной литературе.
Д.
Свифт
«Путешествие авторов. Уметь
Гулливера».
Герои самостоятельно и по
заданию находить в
приключенческой литературы.
Д.
Свифт
«Путешествие тексте с определенной
Гулливера».
Особенности целью отдельные
отрывки, эпизоды,
характера героев.
Авторская сказка Г. Х. Андерсена выражения, слова
(выборочное чтение);
«Русалочка», её особенности.
Г. Х. Андерсен
«Русалочка». инсценировать и
Волшебство и его влияние на пересказывать
полюбившиеся эпизоды;
судьбы героев.
Г. Х. Андерсен
«Русалочка». проявлять
артистичность,
Рассказ о Русалочке.
эмоциональность,
М. Твен «Приключения Тома
выразительность при
Сойера».
Особенности
чтении и
произведения.
инсценировании
М. Твен «Приключения Тома зарубежной литературы;
Сойера». Герои приключенческой выделять в тексте
литературы.
главное, анализировать,
М. Твен «Приключения Тома находить ответы на
Сойера». Сравнение героев и их вопросы, четко, ясно,
поступков.
развернуто излагать
Особенность сюжета произведения свои мысли в устной и
Сельмы Лагерлеф «Святая ночь».
письменной форме
Сельма Лагерлеф «В Назарете».
Основная мысль рассказа.
Оценка достижений. Проверочная
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
101
работа по теме
литература».
Обобщение знаний.
102
Резерв.
«Зарубежная
1
Контроль навыка чтения.
1
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники:
№
Автор
Название, класс Год издательства
Издательство
п/п
1
Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий,
Литературное
2017
Москва
М.В. Голованова, Л.А.
чтение 4 класс
«Просвещение»
Виноградова, М.В. Бойкина.
1 Ноутбук
2. Наглядный материал
3. Раздаточный материал