Адаптированная общеобразовательная программа по окружающему миру 4 класс

1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа начального общего образования обучающихся
с ЗПР (вариант 7.1) по предмету «Окружающий мир», разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом
планируемых результатов адаптированной основной образовательной программы
начального общего образования МАОУ «Печменская СОШ»
Программа обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1) осуществляется на основе
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК),
сформулированных по результатам их комплексного психолого-медико-педагогического
обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
Нормативно-правовую базу разработки АОП НОО обучающихся с ЗПР составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013
« 203-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития;
- Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №
1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»
- Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования на основе ФГОС для обучающихся с ЗПР.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 1-4 классов составлена на
основе:
 Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов;
 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№273-Ф3;
 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6
октября 2009 г. №373;
 Примерной программы начального общего образования. В 2 ч.Ч.1.-2-е изд.-М.:
Просвещение, 2009.-317с.- (Стандарты второго поколения).
 Авторской программы интегрированного курса «Окружающий мир» А.А.
Плешакова, (Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа
России». издательство «Просвещение», 2018 год)
 учебного плана МАОУ «Печменская СОШ» на 2023-2023 учебный год;
 санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в
ОУ (с внесенными изменениями в санитарно–эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.2.2821 – 10, постановление от 24.11.2015 г.)
По данной общеобразовательной программе предусмотрено обучение детей с ЗПР.
Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют создания для них особых
образовательных условий. На основании ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012г.
№273 «Об образовании в РФ» обучение учащихся с ЗПР ведется в общеобразовательных
классах в форме инклюзивного обучения, которое предполагает организацию
индивидуального подхода при проведении уроков и дифференциацию материала при
планировании уроков и заданий. Программа адаптирована для обучения лиц с задержкой
психического развития с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Она построена с учетом
специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития.

Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для
массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность
обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных
особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности. Благодаря этому
закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность
выстраивания дифференцированной работы на уроке.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение
следующих целей АООП НОО обучающегося с ЗПР:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе
единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления
ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях
культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего
места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Дети с ЗПР требуют особого подхода к ним. С ними проводится большая
коррекционная работа, задача которой – обогащать этих детей разнообразными знаниями
об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического
обобщения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:
 активизация познавательной деятельности учащихся;
 повышение уровня их умственного развития;
 нормализация учебной деятельности;
 коррекция недостатков эмоционально-личностного развития;
 социально-трудовая адаптация.
Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР
• Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие
у него потребность в познавательной деятельности;
• Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню
развития детей с ЗПР;
• Индивидуальный подход;
• Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными
мероприятиями;
• Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;
• Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий;
• Использование многократных указаний, упражнений;
• Проявление большого такта со стороны учителя;
• Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем
веры в свои силы;
• Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;

•

Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.

2. Общая характеристика учебного предмета
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный
интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие,
исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социальногуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его
важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их
единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта,
позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми,
найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных
интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в
дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир»
представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как
компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться
дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии,
биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В
рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социальногуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными
особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и
воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов
взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и
общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние
России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной
части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные
естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения
мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых
установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в
формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру
природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых,
активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и
участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники
овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе,
учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на
многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими
возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и
культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений
проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире
природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить
основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей
природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими
предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и

воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего
школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена
содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин
начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет
умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и
изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними
приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению
окружающего мира.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение окружающего мира в 4 классе 2 часа в неделю, 68 ч в год (34 учебные
недели) .

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В основе учебно-воспитательного процесса по окружающему миру лежат следующие
ценности:
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и
общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем
многообразии ее форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию
закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.
• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в
любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к
поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое,
духовно и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историкокультурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Окружающий мир»
Освоение адаптированной образовательной программы начального общего
образования, созданной на основе Стандарта обеспечивает достижение обучающимися
трѐх видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:

•
более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я»
как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской
Федерации — русского языка;
•
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями
действительности (в природе и обществе);
•
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре
разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной
одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
•
овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе
представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
•
понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция
школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
•
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и
умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
•
представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их
последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным,
окружающим людям;
•
эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы,
архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, СанктПетербурга, других городов России и разных стран;
•
этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в
семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия,
взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
Обучающийся получит возможность научиться:
•
способности к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе
взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
•
установке на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о
строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах
безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с
незнакомыми людьми;
•
бережному отношению к материальным и духовным ценностям через выявление
связей между отраслями экономики, построению элементарных производственных
цепочек, осмыслению вклада труда людей разных профессий в создание материальных и
духовых ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
• принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
• различать способ и результат действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания
нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и
результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, и иностранном
языках.
Обучающийся получит возможность научиться:




сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей
тетради;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности,
используя «Странички для самопроверки»;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой
на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к
своим успехам/неуспехам.

Познавательные УУД
Обучающийся научится:








понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для
передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в
рамки и пр.);
находить и выделять необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в
учебных пособиях и пр.;
понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную
информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий,
предложенных учителем;
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных
признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:





строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в
соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков,
схем, подготовке сообщений и пр.;
располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале
относительного времени «раньше — теперь»
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в
природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
• использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том
числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой

•
•
•
•
•
•
•

коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и
видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия, адекватно использовать речевые
средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:


строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с
учётом возрастных особенностей, норм); готовить небольшие сообщения с
помощью взрослых (родителей и пр.) по теме проекта.
Предметные результаты

Обучающийся научится:
•
•
•
•

•

понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за
национальные совершения, открытия, победы;
уважительно относиться к своей Родине, родному краю, своей семье, истории,
культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,
норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдения, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из
семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном
пространстве);
устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Обучающийся получит возможность научиться:
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными
группами;
• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и
настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым
чувство исторической перспективы;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения;
договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;

• оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и
самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее
получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
создавать текстовые сообщения с использованием ИКТ: редактировать, оформлять и
сохранять их; готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией.

6. Содержание учебного предмета
Земля и человечество (10 часов)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и
спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник
Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и
времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и
географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую
природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в
истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических
проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества.
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное
наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых
объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Экскурсия: знакомство с многообразием природы родной местности.
Природа России (11 часов)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки
нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона
степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы
каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям
обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей,
связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон,
охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России.
Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила
безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе
хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических
объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России;
рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление
признаков их приспособленности к условиям жизни.
Экскурсия: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в
природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и
животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласаопределителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их
распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Родной край — часть большой страны (12 часов)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате
деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте
карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их
значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности
человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места
и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.).
Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений
и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана
природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями.
Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство,
цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите
урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически
чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого
скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних
животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных
условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга,
их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с
растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с
помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных
ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров
растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя;
знакомство с культурными растениями края.
Страницы Всемирной истории (6 часов)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное
общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о
чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом
крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир;
пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические
открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки
и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории России (20 часов)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их
быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение
Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий
Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона
северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские
князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в
XIII —XV вв.

Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия
Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири.
Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII в
Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России —
Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и
крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы
России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И.
Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний
император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь
страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и
патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного
спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков,
улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города,
села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (9часов)
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в
современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные
праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр
Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города,
исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

1

Тема

Мир глазами астронома.

Виды учебной деятельности

Знакомиться с учебником и учебными пособиями по
«Окружающему миру» для 4 класса, с разворотом
«Наши проекты. в 1 части учебника, выбирать проекты для выполнения; понимать учебные задачи
урока и стремиться их выполнить; рассказывать о
мире, с точки зрения астронома; работать в паре:
изучать по схеме строение Солнечной системы,
перечислять планеты в правильной
последовательности, моделировать строение Солнечной системы;
- извлекать из текста учебника цифровые данные о

Колво
часов

1

Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь; работать
со взрослыми: находить в дополнительной
литературе, Интернете научные сведения о Солнце и
Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить
сообщения; формулировать выводы из изученного
материала. отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке
2

Планеты Солнечной
системы

Понимать учебные задачи урока и стремиться её
выполнить; на основе схемы строения Солнечной
системы характеризовать планеты, перечислять их в
порядке увеличения и уменьшения размеров,
осуществлять самопроверку; различать планеты и их
спутники; работать в паре: анализировать схемы
вращения Земли вокруг своей оси и обращения
вокруг Солнца; практическая работа: моделировать
движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;
устанавливать причинно-следственные связи между
движением Земли и сменой дня и ночи, сменой
времён года; работать со взрослыми: наблюдать
Луну невооружённым глазом и с помощью бинокля
(телескопа); извлекать из дополнительной
литературы, Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения;
формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке

1

3

Звёздное небо – Великая
книга природы.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их
выполнить;
Работать в паре: изучать по учебнику правила
наблюдения звёздного неба, соотносить их с
собственным практическим опытом, находить на карте
звёздного неба знакомые созвездия; моделировать
изучаемые созвездия; определять направление на север
по Полярной звезде;
- выполнять задания электронного приложения к
учебнику, пользуясь персональным компьютером;
работать с терминологическим словариком:
формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения
на уроке.

1

4

Мир глазами географа.

5

Мир глазами историка.

6

Когда и где?

7

Мир глазами эколога.

89

Сокровища Земли под
охраной человечества.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их
1
выполнить; сравнивать глобус и карту полушарий;
находить условные знаки на карте полушарий; обсуждать
значение глобуса и карт в жизни человечества;
составлять рассказ о географических объектах с
помощью глобуса и карты полушарий; извлекать
информацию о географических объектах из
дополнительных источников и Интернета и готовить
сообщения о них; работать с терминологическим
словариком; формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
Понимать учебные задачи урока и стремиться их
1
выполнить; определять по ленте времени век, в котором
происходили упоминавшиеся ранее исторические
события; обсуждать роль бытовых предметов для
понимания событий прошлого;
Посещать краеведческий музей и готовить рассказ на
основании его экспонатов о прошлом своего региона;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
1
выполнить; определять по «ленте временю> век, в
котором происходили упоминавшиеся ранее
исторические события; обсуждать сроки начала года в
разных летосчислениях; работать в паре:
анализировать историческую карту, рассказывать по
ней об исторических событиях; формулировать
выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
1
выполнить; рассказывать о мире, с точки зрения
эколога; работать в группе: анализировать
современные экологические проблемы, предлагать
меры по их решению; знакомиться с международным
сотрудничеством в области охраны окружающей
среды; находить в Интернете информацию о способах
решения экологических проблем и экологических
организациях в России, готовить сообщения;
формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
Понимать учебную задачу урока и стараться её
2
выполнить; рассказывать о причинах появления
Списка Всемирного наследия; различать объекты
Всемирного природного и культурного наследия;
работать в паре: знакомиться по карте-схеме с
наиболее значимыми объектами Всемирного наследия,

определять их по фотографиям; знакомиться по
рисунку учебника с животным из Международной
Красной книги; читать в учебнике тексты об одном из
объектов Всемирного наследия, о животном из
Международной Красной книги и использовать их как
образец для подготовки собственных сообщений;
извлекать из дополнительной литературы, Интернета
информацию об объектах Всемирного наследия и
животных из Международной Красной Книги и
готовить сообщения о них; формулировать выводы из
изученного материала, отвечать на итоговые вопросы
и оценивать достижения на уроке
10 Обобщающий урок по
разделу «Земля и
человечество»

Выполнять тесты с выбором
ответа;адекватно оценивать свои знания в соответствии с
набранными баллами.

Тест «Проверим себя и
оценим свои
достижения»
11

12 Моря, озёра и реки
России.

13 Природные зоны России

Понимать учебные задачи урока и стараться их
1
выполнить; работать в паре: находить и показыватъ на
физической карте России изучаемые географические
объекты, рассказывать о них по карте; различать
холмистые и плоские равнины; характеризовать формы
земной поверхности России, рассказывать о них по
личным впечатлениям; извлекать из дополнительной
литературы, Интернета сведения об изучаемых
географических объектах, готовить сообщения;
выполнять на персональном компьютере задания из
электронного приложения к учебнику; работать со
взрослыми: готовить материалы к выставке «Где мы
были»; формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
1
выполнить; работать в паре: находить и показывать
на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки,
рассказывать о них по карте; различать моря Северного
Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов;
характеризовать особенности изучаемых водных
объектов; находить в Интернете сведения о загрязнении
воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с
загрязнениями; работать со взрослыми: готовить и
оформлять в классе выставку «Где мы были»;
- готовить сочинения на тему урока; формулировать
выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
1
выполнить; работать в паре: знакомиться с картой
природных зон России, высказывать предположения

14 Зона Арктических
пустынь.

15 Тундра.

16 Леса России.

о причинах их смены, осуществлять самопроверку;
устанавливать причинно-следственную связь между
освещенностью Солнцем поверхности Земли и
сменой природных зон; формулировать выводы из
изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
1
выполнить; находить и показывать на карте зону
арктических пустынь, осуществлять
взаимопроверку; выявлять взаимосвязь природных
особенностей зоны арктических пустынь и её
освещённости солнечными лучами; работать в паре:
определять по рисунку учебника, какие организмы
обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они
приспособлены к "условиям жизни; рассказывать по
рисунку об экологических связях в изучаемой природной
зоне, моделировать характерные цепи питания;
рассказывать об освоении природных богатств в зоне
арктических пустынь и возникших вследствие этого
экологических проблемах, о природоохранных
мероприятиях и заповедниках; характеризовать зону
арктических пустынь по плану;
- извлекать из дополнительной литературы, Интернета
сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить
сообщения; формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
1
выполнить; сравнивать общий вид тундры и арктической
пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и
показывать на карте природных зон зону тундры,
рассказывать о ней покарте; выявлять взаимосвязь
природных особенностей зоны тундры и её освещённости солнечными лучами; работать в паре:
рассматривать в гербарии и на рисунке растения тундры,
выявлять черты их приспособленности к условиям
жизни; знакомиться по рисунку учебника с животным
миром тундры, обнаруживать экологические связи в зоне
тундры, рассказывать о них, моделировать характерные
цепи питания; рассказывать об освоении природных
богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого
экологических проблемах, о природоохранных
мероприятиях и заповедниках; характеризовать зону
тундры по плану; сравнивать природу тундры и арктических пустынь; изготавливать макет участка тундры
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
1
выполнить; находить и показывать на карте зону
тайги, зону смешанных и широколиственных лесов,
рассказывать о них по карте; устанавливать
зависимость особенностей лесных зон распределения
тепла и влаги; работать в группе: знакомиться по
материалам учебника с природой лесных зон,

17 Лес и человек.

18 Зона степей.

19 Пустыни.

определять с помощью атласа-определителя растения
лесов' моделировать характерные цепи питания;
сравнивать природу тундры и лесных зон; находить в
Интернете информацию о растениях и животных
лесных зон
готовить сообщения; формулировать выводы из
изученного материала, отвечать на итоговые вопросы
и оценивать достижения на уроке
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
1
выполнить'
работать в паре: с помощью схемы и текста учебника
раскрывать роль леса в природе и жизни людей;
обсуждать экологические проблемы леса, предлагать
меры по охране; обсуждать правила поведения в лесу
с использованием книги «Великан на поляне»;
извлекать из дополнительной литературы и Интернета
сообщения о растениях и животных из Красной книги
России, готовить сообщения; совершать виртуальную
экскурсию с помощью Интернета в национальный
парк «Лосиный остров», обсуждать экологические
проекты этого парка; характеризовать лесные зоны по
плану; формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
Понимать учебную задачу урока и стремиться ее
1
выполнить: сравнивать общий вид леса и степи,
описывать степь по фотографиям; находить и
показывать на карте природных зон зону степей,
рассказывать о ней по карте; устанавливать
зависимость особенностей степной зоны от
распределения тепла и влаги; работать в паре:
знакомиться по материалам учебника с растительным
и животным миром степей, рассказывать по рисунку
об экологических связях в степи, моделировать
характерные цепи питания; сравнивать природу зоны
степей с природой лесов и тундры; обсуждать
экологические проблемы зоны степей и пути их
решения; извлекать из дополнительной литературы и
Интернета информацию о растениях и животных
степей, готовить сообщения;
совершать виртуальные экскурсии с помощью
Интернета в степные заповедники, обсуждать
экологические проекты ученых в этих заповедниках;
характеризовать зону степей по плану;
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить; сравнивать общий вид степи и пустыни,
описывать пустыню по фотографиям; находить и
показывать на карте природных зон полупустыни И
пустыни, рассказывать о них по карте; устанавливать
зависимость природы полупустынь и пустынь от
распределения тепла и влаги; работать в паре:

1

20 У Чёрного моря.

21 Обобщающий урок по

разделу «По природным
зонам России»

знакомиться по материалам учебника с растительным
и животным миром пустынь, рассказывать по рисунку
об экологических связях в пустыне, моделировать
характерные цепи питания; сравнивать природу зоны
пустынь с природой степей; обсуждать экологические
проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения;
изготавливать макет участка пустыни;
характеризовать зону пустынь по плану;
формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
1
выполнить; находить и показывать на карте зону
субтропиков, рассказывать о ней по карте;
устанавливать причины своеобразия природы
субтропической зоны; обсуждать экологические
проблемы и пути их решения; - характеризовать
природные зоны по плану; формулировать выводы из
изученного материала, отвечать на итоговые вопросы
и оценивать достижения на уроке
Выполнять тесты с выбором ответа;
адекватно оценивать свои знания в соответствии с
набранными баллами.

1

Тест «Проверим себя и
оценим свои достижения»

22 Наш край.

23 Поверхность нашего
края.

24 Водные богатства нашего
края.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её
1
выполнить; работать в паре: знакомиться с политикоадминистративной картой России;
находить на политико-административной карте России
свой регион; знакомиться с картой своего региона,
рассказывать по ней о родном крае; характеризовать
родной край по предложенному в учебнике плану;
оценивать свои достижения на уроке.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
1
выполнить; описывать по своим наблюдениям формы
земной поверхности родного 'края; находить на карте
региона основные формы земной поверхности, крупные
овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы
необходимую информацию о поверхности края;
обсуждать меры по охране поверхности своего края;
изготавливать макет знакомого участка поверхности
родного края; работать со взрослыми: интервьюировать
взрослых о формах поверхности
рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их
возникновения; формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
Рассказывать по своим наблюдениям о том. какие
1
растения. животные. грибы встречаются в лесах родного
края; моделировать цепи питания, характерные для

25 Наши подземные
богатства.

26 Земля-кормилица.

27 Жизнь леса.

лесного сообщества региона; обсуждать нарушения
экологических связей в лесном сообществе по вине
человека, предлагать пути решения экологических
проблем; характеризовать лесное сообщество региона по
данному в учебнике плану; обсуждать материалы
рассказов о лесе из книги «Великан на поляне»; работать
со взрослыми: наблюдать за жизнью леса, определять его
обитателей с помощью атласа-определителя;
формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения
на уроке
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
1
выполнить; находить на физической карте России
условные обозначения полезных ископаемых;
практическая работа в группе: определять полезное
ископаемое, изучать его свойства, находить
информацию о применении, местах и способах
добычи полезного ископаемого: описывать изученное
полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и
представлять его классу; сравнивать изученные
полезные ископаемые; работать со взрослыми:
выяснять в краеведческом музее, какие полезные
ископаемые имеются в регионе; извлекать из
краеведческой литературы сведения о предприятиях
региона по переработке полезных ископаемых;
обсуждать рассказ «И камень достоин уважения» из
книги «Великан на поляне»; формулировать выводы
из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
1
выполнить; различать типы почв на иллюстрациях
учебника и образцах; работать в паре: извлекать из
краеведческой литературы информацию о типах почв
своего региона; изготавливать макет разреза почвы;
доказывать огромное значение почвы для жизни на
Земле, осуществлять самопроверку; выполнять
задания из электронного приложения к учебнику;
обсуждать рассказ «Дороже жемчуга и злата - под
ногами» из книги «Великан на поляне»; извлекать из
краеведческой литературы информацию об охране
почв в регионе; формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
1
выполнить;
работать в паре: определять с помощью атласаопределителя растения смешанного леса в гербарии;
узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей
лесного сообщества; выявлять экологические связи в
лесу; рассказывать по своим наблюдениям о том, какие
растения, животные, грибы встречаются в лесах родного
края; моделировать цепи питания, характерные для

28 Жизнь луга.

29 Жизнь в пресных водах.

лесного сообщества региона; обсуждать нарушения
экологических связей в лесном сообществе по вине
человека, предлагать пути решения экологических
проблем; характеризовать лесное сообщество региона по
данному в учебнике плану; обсуждать материалы
рассказов о лесе из книги «Великан на поляне»; работать
со взрослыми: наблюдать за жизнью леса, определять его
обитателей с помощью атласа-определителя;
формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения
на уроке
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
1
выполнить; работать в паре: описывать луг по
фотографии, определять растения луга
в гербарии; знакомиться с животными луга по
иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на
лугу; рассказывать по своим наблюдениям о луговых
растениях, животных и грибах своего региона;
моделировать цепи питания на лугу, осуществлять
взаимопроверку и коррекцию; характеризовать луговое
сообщество по данному в учебнике плану; сравнивать
природные особенности леса и луга; приводить примеры
правильного и неправильного поведения человека на
лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине
человека, предлагать пути решения экологических
проблем;
обсуждать рассказ «Горит трава» из книги «Великан на
поляне»: составлять памятку «Как вести себя на лугу»;
работать со взрослыми: наблюдать за жизнью луга,
определять его обитателей с помощью атласаопределителя; формулировать выводы из изученного
материала. отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
1
выполнить; работать в паре: описывать водоём по
фотографии; определять с помощью
атласа-определителя растения пресного водоёма;
узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы
пресных вод; выявлять экологические связи в пресном
водоёме: рассказывать по своим наблюдениям об
обитателях пресных вод родного края; моделировать
цепи питания в пресноводном сообществе своего
региона; характеризовать пресноводное сообщество
своего региона по данному
в учебнике плану; обсуждать способы приспособления
растений и животных к жизни в воде; извлекать из книг
«3слёные страницы», «Великан на поляне» информацию
об обитателях пресноводных вод, о поведении людей и
обсуждать её; работать со взрослыми: наблюдать за
жизнью пресного водоема, определять его обитателей с
помощью атласа-определителя; формулировать выводы
из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы

30 Растениеводство в нашем
крае.

31 Животноводство в нашем
крае.

32 Проверим себя и оценим
свои достижения за
первое полугодие

и оценивать достижения на уроке
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
1
выполнить; выявлять зависимость растениеводства в
регионе от природных условий; работать в группе:
знакомиться по материалам учебника и краеведческой
литературе с одной из отраслей растениеводства,
готовить сообщения, представлять их классу;
практическая работа: определять с помощью
иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии;
различать зёрна зерновых культур; различать сорта
культурных растений (на при мерах, характерных для
региона); работать со взрослыми: наблюдать за
весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в
посильной работе по выращиванию растений;
формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения
на уроке
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
1
выполнить:
выявлять зависимость животноводства в регионе от
природных условий; работать в группе: знакомиться по
материалам учебника и краеведческой литературы
Выполнять тесты с выбором ответа;
1
адекватно оценивать свои знания в соответствии с
набранными баллами. В процессе презентации проектов
учащиеся демонстрируют умения:
извлекать информацию из дополнительных источников и
Интернета; посещать музеи, обрабатывать материалы
экскурсий; интервьюировать старших членов семьи,
других взрослых; готовить иллюстрации для презентации
проекта (фотографии, слайды, рисунки);готовить
тексты сообщений; выступать с сообщением в классе;
оценивать свои достижения по выполнению проекта и
достижения товарищей.

33 Экскурсии в природные
сообщества родного края

Наблюдать объекты и явления природы; определять
1
природные объекты с помощью атласа-определителя;
фиксировать результаты наблюдений; сравнивать результаты
наблюдений, сделанных в различных природных сообществах

34 Начало истории
человечества.

Знакомиться с разворотом «Наши проекты во 2-й части
учебника, выбирать проекты для выполнения; понимать
учебные задачи урока и стремиться их выполнить;
определять по «ленте времени» длительность периода
первобытной истории; обсуждать роль огня и
приручения животных; анализировать иллюстрации
учебника; рассказывать на основе экскурсии в
краеведческий музей о жизни, быте и
культуре первобытных людей на территории региона;
понимать роль археологии в изучении первобытного
общества; выполнять задания из электронного
приложения к учебнику; работать с терминологическим
словариком

1

35 Мир древности: далёкий
и близкий.

36 Средние века: время
рыцарей и замков.

37 Новое время: встреча
Европы и Америки.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её
1
выполнить' определять по «ленте времени» длительность
истории Древнего мира; находить на карте
местоположение древних государств; извлекать
информацию из учебника, анализировать иллюстрации,
готовить сообщения и презентовать их в классе;
обобщать сведения о древних государствах, их культуре,
религиях, выявлять общее и отличия; понимать роль
появления и развития письменности в древности для
развития человечества, сопоставлять алфавиты
древности; понимать роль археологических находок для
изучения истории древних государств; работать с
терминологическим словариком.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
1
выполнить; сопоставлять длительность исторических
периодов Древнего мира и Средневековья, определять по
«ленте времени» длительность Средневековья; находить
на карте местоположение крупных городов, возникших в
Средневековье; описывать по фотографиям
средневековые достопримечательности современных
городов; сопоставлять исторические источники по
изучению Древнего мира и Средневековья;
развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские
турниры Средневековья; сопоставлять мировые религии,
выявлять их сходство и различия: место и время их
возникновения, особенности храмов; понимать важность
изобретения книгопечатания для человечества;
выполнять задания из электронного приложения к
учебнику; работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения
на уроке
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
1
выполнить: определять по «ленте времени» длительность
периода Нового времени, поставлять её с длительностью
Древнего мира и Средневековья:

38 Новейшее время: история
продолжается сегодня.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её
1
выполнить; - находить на «ленте времени» начало
Новейшего времени; характеризовать значение
исследования Арктики и Антарктики для развития науки;
характеризовать изменения в политическом устройстве
стран мира; рассказывать о научных открытиях и
технических изобретениях ХХ-ХХI веков; выполнять
задания из электронного приложения к учебнику;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения
на уроке

39 Обобщающий урок по

Выполнять тесты с выбором ответа;
адекватно оценивать свои знания в соответствии с

разделу «Страницы

1

всемирной истории»

набранными баллами.

Тест «Проверим себя и
оценим свои достижения»
Игра «Путешествие на
«машине времени».

40 Жизнь древних славян.

41 Во времена Древней
Руси.

42 Страна городов

43 Из книжной
сокровищницы Древней

Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить; анализировать карту расселения племён
древних славян;
выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их
занятий с природными
условиями того времени;
характеризовать верования древних славян;
моделировать древнеславянское жилище; составлять
план рассказа на материале учебника;
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить; прослеживать по карте Древней Руси путь
«из варяг в греки» и расширение территории государства
в IX-XIвеках;
характеризовать систему государственной власти в IXXIвеках в Древней Руси; отмечать на «ленте времени»
дату Крещения Руси;
обсуждать причину введения на Руси христианства и
значение Крещения; анализировать былину об Илье
Муромце как отражение борьбы Древней Руси с
кочевниками; работать с терминологическим
словариком; формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить; в ходе самостоятельной работы (в
группах) анализировать карты Древнего Киева и
Древнего Новгорода, характеризовать их
местоположение, оборонительные сооружения,
занятия горожан, систему правления, находки
берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения,
презентовать их на уроке; сопоставлять на основе
сделанных сообщений жизнь двух главных городов
Древней Руси; обсуждать важность находок
археологами берестяных грамот; развивать
воображение, реконструируя жизнь древних
новгородцев; обсуждать, почему былина о Садко могла
появиться только в Новгороде; характеризовать
значение летописи об основании Москвы как
исторического источника; работать с
терминологическим словариком; формулировать
выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить; обсуждать роль создания славянской

1

1

1

1

Руси

44 Трудные времена на
Русской земле.

45 Русь расправляет крылья.

46 Куликовская битва.

47 Иван Третий.

письменности для распространения культуры в
Древней Руси; характеризовать состояние грамотности
на Руси после создания славянской
азбуки; выявлять роль летописей для изучения истории
России; характеризовать оформление рукописных книг
как памятников древнерусского искусства;
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
1
выполнить; прослеживать по карте нашествие Батыя на
Русь; обсуждать причины поражения Древней Руси в
ходе монгольского нашествия; описывать по
иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и
монгольских воинов; рассказывать о монгольском
нашествии по плану учебника; находить на карте места
сражений Александра Невского со шведскими и
немецкими захватчиками; по иллюстрациям в учебнике
сравнивать вооружение русских воинов и немецких
рыцарей; высказывать своё отношение к личности
Александра Невского; работать с терминологическим
словариком; заполнять «Героическую летопись России»
(вкладка в рабочей тетради); формулировать выводы из
изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
1
выполнить; приводить факты возрождения северовосточных земель Руси; рассказывать по иллюстрациям
в учебнике о Москве Ивана Калиты; прослеживать по
карте объединение русских земель вокруг Москвы;
обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты
сыграли роль в успехе его правления; выполнять
задания из электронного приложения к учебнику;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения
на уроке
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
1
выполнить;
прослеживать по карте передвижения русских и
ордынских войск;
составлять план рассказа о Куликовской битве;
рассказывать о Куликовской битве по составленному
плану;
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
1
выполнить; рассказывать об изменении политики в
отношении Золотой Орды; описывать по иллюстрациям
в учебнике изменения в облике Москвы; обсуждать
значение освобождения от монгольского ига; выполнять
задания из электронного приложения к учебнику;
заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая
летопись России»; отмечать на «ленте времени» даты
освобождения от монгольского ига, венчания Ивана

48 Мастера печатных дел.

49 Патриоты России.

50 Петр Великий.

51 Михаил Васильевич
Ломоносов.

52 Екатерина Великая.

Грозного на царство; работать с терминологическим
словариком; формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить; обсуждать, как повлияло начало
книгопечатании на развитие просвещения и культуры в
России; на основе самостоятельного изучения материала
учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике
Иване Фёдорове и издании первых русских учебников;
сопоставлять современные и первопечатные учебники по
иллюстрациям; работать с терминологическим
словариком; развивать воображение, «обучая грамоте»
учеников ХУII века; формулировать выводы из
изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить; обсуждать значение организации народного
ополчения и освобождения Москвы от польской
интервенции; отмечать на «ленте времени» год
освобождения Москвы;
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить; рассказывать о реформах Петра I на основе
материала учебника; извлекать из дополнительной
литературы и Интернета информацию о Петре 1, которой
нет в учебнике; описывать достопримечательности
Санкт-Петербурга; обсуждать, заслуженно ли Пётр 1
стал называться Великим; отмечать на «ленте времени»
год основания Санкт- Петербурга, год, когда Россия
стала империей; находить на карте приобретения города,
основанные Петром 1; высказывать своё отношение к
личности Петра Великого; работать с
терминологическим словариком; формулировать выводы
из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы
и оценивать достижения на уроке
Понимать учебную задачу урока И стремиться её
выполнить; составлять план рассказа о М. В.
Ломоносове; прослеживать по карте путь М. В.
Ломоносова из Холмогор в Москву; обсуждать, каковы
были заслуги М. В. Ломоносова в развитии науки и
культуры; отмечать на «ленте времени» дату основания
Московского университета; извлекать из Интернета
сведения о современном МГУ им. М. В. Ломоносова;
высказывать своё отношение к личности М. В.
Ломоносова; формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
сравнивать положение разных слоёв российского
общества; рассказывать по учебнику о крестьянской
войне Е. Пугачева; прослеживать по карте рост
территории государства; рассказывать по учебнику о Ф.

1

1

1

1

1

Ф. Ушакове и А. В. Суворове;
извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве,
других городах России в XVIII веке;
выполнять задания из электронного приложения к
учебнику; - работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения
на уроке
53 Отечественная война
1812 года.

54 Страницы истории XIX
века.

55 Россия вступает в XX век.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её
1
выполнить; на основе самостоятельной работы по
учебнику рассказывать о Бородинском сражении;
отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812
года; заполнять приложение к рабочей тетради
«Героическая летопись России»; обсуждать, почему
война 1812 года называется Отечественной;
обсуждать, почему после Отечественной войны 1812
года был воздвигнут на Красной площади памятник
Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому; извлекать из
Интернета сведения о биографиях героев Отечественной
войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в
классе; работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения
на уроке
В ходе самостоятельной работы (по группам) над
1
темами «Декабристы», «Освобождение крестьян»,
«Петербург и Москва» изучать текст учебника,
выполнять задания из рабочей тетради и электронного
приложения к учебнику, готовить сообщения и
презентовать их на уроке; работать с историческими
картами, находить на карте Транссибирскую
магистраль; сопоставлять исторические источники;
извлекать из краеведческой литературы сведения о
технических новшествах, появившихся в XIXвеке в
регионе; формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке

Понимать учебную задачу урока и стремиться её
1
выполнить; отмечать на «ленте времени» начало Первой
мировой войны, Февральской
и Октябрьской революций; составлять план рассказа о
событиях начала ХХ века и рассказывать о них по плану;
интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую
роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская
война в судьбе семьи; развивать воображение, составляя
от лица журналиста начала ХХ века интервью с ученым,

56 Страницы истории 19201930–х годов.

57 Великая Отечественная
война и великая Победа.

58 Страна, открывшая путь в
космос.

каким он видит наступивший век; формулировать
выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
1
выполнить; знакомиться по карте СССР с
административно-территориальный устройством страны;
сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям в
рабочей тетради и в электронном пособии, знакомиться с
символикой герба СССР; сравнивать тексты гимнов
дореволюционной России, СССР и Российской
Федерации; в ходе внеурочной экскурсии по городу
выяснять, какие названия возникли при Советской власти
и какие реалии они отражают; знакомиться по
Фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций
метро (для москвичей - в ходе внеурочной экскурсии);
прослушивать в записях песни 1930-х годов;
формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения
на уроке
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
1
выполнить; составлять план рассказа о ходе Великой
Отечественной войны, рассказывать о ней по плану;
обсуждать, в чём значение Победы в Великой
Отечественной войне для нашей страны и всего мира;
встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их;
прослушивать в записи песню «Вставай, страна
огромная» и другие песни времён войны.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить; извлекать из дополнительной
литературы, Интернета информацию об освоении
космоса (для учащихся Москвы - из внеурочной
1
экскурсии в Музей космонавтики); _
интервьюировать старших членов семьи о том, как
они запомнили день 12 апреля 1961 года;
прослушивать в записи песни, посвящённые полёту
Юрия Гагарина;_ знакомиться с репродукциями
картин космонавта А. Леонова на космическую тему;
интервьюировать старших членов своей семьи о
послевоенной истории страны и их участии в
развитии страны, о проблемах страны и семьи,
отбирать в семейном архиве необходимые
фотографии, готовить сообщение и презентовать его в
классе; работать с электронным пособием; работать
с терминологическим словариком; формулировать
выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

59 Обобщающий урок по

разделу «Страницы истории
России»

Выполнять тесты с выбором ответа;
адекватно оценивать свои знания в соответствии с
набранными баллами.

1

Тест «Проверим себя и
оценим свои достижения»
Игра «Что? Где? Когда?»

60 Основной закон России и
права человека.

61 Мы – граждане России.

62 Славные символы
России.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её
1
выполнить; находить на политико-административной
карте РФ края, области. республики, автономные
округа, автономные области, города федерального
значения; анализировать закреплённые в Конвенции
права ребёнка; обсуждать, как права одного человека
соотносятся с правами других; выполнять задания из
электронного приложения к учебнику; готовить
проекты «Декларации прав» (членов
семьи),обсуждать их в классе
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
1
выполнить; различать права и обязанности
гражданина, устанавливать их взаимосвязь; различать
прерогативы Президента, Федерального собрания и
Правительства; следить за государственными делами
по программам новостей тв и печатным средствам
массовой информации; моделировать деятельность
депутата (вносить предложения по законопроектам в
ходе ролевой игры); работать с терминологическим
словариком; формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
1
выполнить; знакомиться с особенностями герба
Российской Федерации, его историей, символикой,

63 Такие разные праздники.

64 Путешествиепо России.
65
66

67 Проверим себя и
оценим свои достижения за второе
полугодие

68 Презентация проектов

отличать герб России от гербов других государств;
знакомиться с Государственным флагом России, его
историей, с Красным знаменем Победы; выучить
текст гимна России, знакомиться с правилами его
исполнения, с историей гимна России, отличать гимн
Российской Федерации от гимнов других государств;
обсуждать, зачем государству нужны символы;
моделировать символы своего класса, семьи;
формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
1
выполнить; различать праздники государственные,
профессиональные, церковные, народные, семейные;
знакомиться с праздниками и Памятными днями
России, обсуждать их значение для страны и каждого
её гражданина;
Понимать учебные задачи уроков и стремиться их
3
выполнить; знакомиться по материалам учебника и
дополнительной литературе с регионами, городами,
народами России; совершать виртуальные экскурсии
с помощью Интернета в разные города России,
посещать музеи, осматривать памятники истории и
культуры; рассказывать по личным впечатлениям о
разных уголках России, демонстрировать фотографии,
сувениры; анализировать и сравнивать гербы городов
России, выяснять их символику; пользуясь
информацией из различных источников, готовить
сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах
России, знаменитых соотечественниках (по своему
выбору);
Выполнять тесты с выбором ответа;
1
адекватно оценивать свои знания в соответствии с
набранными баллами.
В процессе презентации проектов учащиеся
демонстрируют умения:
извлекать информацию из дополнительных источников и
Интернета;
посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий;
интервьюировать старших членов семьи, других
взрослых;
готовить иллюстрации для презентации проекта
(фотографии, слайды, рисунки);готовить
тексты сообщений; выступать с сообщением в классе;
оценивать свои достижения по выполнению проекта и
достижения
.1

8. Материально- техническое обеспечение образовательного
процесса
Учебники:
№
Автор
п/п
1
А.А.Плешаков
Е.А.Крючкова

Название, класс

1 Ноутбук
2. Наглядный материал
3. Раздаточный материал

Окружающий
мир 4 класс

Год
издательства
2018

Издательство
Москва
«Просвещение»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».